«Большинство тех, кто воспользовался дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), – лоялисты, те, кто скорее положительно оценивает действия властей. Это связано с тем, что они прислушивались к советам беречь себя в условиях коронавируса и голосовать электронно даже в том случае, если есть возможность прийти на избирательный участок», – считает исполнительный директор АНО Институт региональных проблем Наталья Линдигрин.
Оппозиция, по ее словам, традиционно призывает приходить на участки и «говорит о недоверии к итогам голосования». К этим советам в основном прислушиваются возрастные категории граждан, симпатизирующие критикам властей. «При этом оппозиционеры не объясняют, как устроена система дистанционного электронного голосования, но призывают изначально не доверять ей», – пояснила эксперт.
ДЭГ обеспечивает анонимность избирателей и исключает попытки повлиять на итоги голосования. «Я общалась с разработчиками электронного голосования. Они вне политики и просто объясняли механику процесса. Разработанная система блокчейн не предполагает того, что ее можно изменить. Если кто-то вторгнется в эту систему и попробует внести изменения, то останется след, который будет виден всем – специалистам и наблюдателям. Невозможно без следа вторгнуться в эту систему и поменять расклад голосов», – заверила собеседник.
В Москве, где ДЭГ применяется не первый раз, онлайн-голосование воспринимают как удобную государственную услугу. «Вчера я проголосовала электронно. Просто зашла на сайт и вся процедура напомнила мне запись ребенка в кружок. У меня не было ни минуты задержки. Сначала система выдала первый бюллетень, а затем – второй. Если посмотреть на регионы, где еще не было электронного голосования, то для них это будет своеобразным новшеством, но там и госуслугами еще не все пользуются. Но на следующих выборах и для этих регионов электронное голосование тоже станет привычным, как для москвичей. А в столице ДЭГ – уже часть современной цифровой экосистемы города. Электронное голосование должно применяться по всей России (сейчас оно проходит в семи регионах). Это уже наше настоящее – удобное и комфортное», – считает Линдигрин.
По мнению эксперта, ДЭГ привлекает пассивных избирателей. «После голосования в Москве в 2019 году и по поправкам к Конституции в 2020 эксперты отмечали, что в процессе участвовали многие из тех, кто раньше вообще не голосовал. На некоторых участках таких набиралось до 10 процентов от общего числа проголосовавших. Я надеюсь, что теперь они и дальше будут пользоваться электронным голосованием. Эта процедура стала для них привычной», – добавила политолог.
В субботу утром замглавы Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов* опубликовал в своем Telegram-канале данные о ходе выборов. По его словам, «2/3 избирателей Москвы, записавшихся на электронное голосование /1,386 млн/ уже проголосовало дистанционно».
В субботу проходит второй день выборов депутатов Госдумы. Зампредседателя ЦИК России Николай Булаев рассказал о штатном ходе голосования. Нарушений мало, и они не являются определяющими, чтобы повлиять на результаты. По его словам, достаточно высокая активность избирателей в пятницу обнадеживает с точки зрения окончательной явки.
Булаев обратил особое внимание на высокую явку на дистанционном электронном голосовании: «В основном она около 50%, но по некоторым субъектам даже больше, например, в Москве и Ростовской области. И я думаю, это тоже доказывает, что наше решение о применении ДЭГ на достаточно большой территории России было правильным», – считает зампредседателя ЦИК.
Явка в первый день составила 16,85%. Иностранные наблюдатели отметили прозрачность этих выборов и преимущества онлайн-голосования. Выборы в Госдуму восьмого созыва проходят в течение трех дней – 17, 18 и 19 сентября.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом