«Предлагаем рассмотреть возможность возврата похищенных средств гражданам, даже если мошенничество произошло с использованием методов социальной инженерии. Обсуждается возможность безусловного возврата всей похищенной суммы, если банк не учел в своих бизнес-процессах информацию, полученную от нас и содержащуюся в базе о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента», – заявил Уваров в интервью ТАСС.
По его словам, для реализации нужно внести изменения в закон «О национальной платежной системе».
Представитель ЦБ добавил, что по действующим законам, клиент банка вправе рассчитывать на возврат средств в полном объеме, если он не нарушил условия договора – не передал злоумышленникам банковские сведения.
«Широкое распространение получает мошенничество, преимущественно телефонное, когда граждане добровольно раскрывают банковские сведения злоумышленникам. И в этой ситуации, если человек нарушил условия договора и предоставил информацию о своих персональных данных, пин-коде, номере карты или счета, то он этого права лишается. Это негативно влияет на доверие потребителей к дистанционным платежным сервисам», – подчеркнул Уваров.
По его словам, мошенники в основном действуют в рамках цепочки перевода и снятия средств на банках в России. «Трансграничные мошеннические операции не так широко распространены», – пояснил он.
Мошенники всегда придумывают новые способы хищения, потому нужно всегда внимательно относиться к своим личным и финансовым данным.
По оценкам ЦБ, общая сумма, похищенная мошенниками со счетов россиян, в 2021 году будет выше, чем в 2020. В прошлом году она составила 9 млрд рублей. «В среднем в квартал мошенники крадут около 3 млрд рублей, а по нашим предварительным оценкам, их совокупный размер за весь 2021 год будет больше, чем в прошлом», – сказал Уваров.
Ранее Банк России предложил определить сумму, которую банки должны возвращать клиентам, ставшим жертвами мошенников.