Он отметил, что люди, которые говорят, что «раньше во время эпидемий всегда, наоборот, шли в храмы», недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной, пишет журнал «Фома».
«В прошлом тоже были изоляции и карантины – не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома», – сказал он.
Епископ Петр отметил, что многие говорят о подвиге святителя Филарета, «который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный».
«Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет, но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году», – заявил епископ.
Епископ отметил, что со времен апостолов верующим «даны слова о послушании властям».
«В отличие от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения», – сказал он.
Еписков рассказал, что адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. В итоге болезнь была побеждена.
«Многие помнят одного из православных патриархов советского времени – патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского Союза?» – рассказал Петр.
По его словам, тогда подписали указ, которым категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни.
«Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь», – рассказал он.
По его словам, сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому.
«У прихожан есть благословение патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру», – сказал он.
Он не согласился и с теми, кто считает, что опасность коронавируса преувеличена, отметив, что должен был, как вирусолог, исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры.
«Это то, что сейчас делает государство. Так вот, у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять», – сказал епископ.
Слова о том, что боязнь заразиться в храме является «маловерием», он сравнил со словами «евангельских фарисеев, требующих у Иисуса Христа знамений или чудес».
«Кому же мы уподобимся, если не будем обращать внимание на реальную угрозу заражения опасной, особенно для пожилых прихожан, инфекцией? Кто из нас скажет, что у него большая вера, чем у наших великих святых? Говорить о своей вере и быть уверенным в том, что Господь помилует нас от болезни – большая дерзость и искушение Господа. «Не искушай Господа Бога твоего» – эти слова остаются для нас главными в текущей ситуации», – заявил епископ Петр.
Ранее в РПЦ призвали прихожан оставаться дома в Вербное воскресенье и на Пасху.
Последние данные о ситуации с COVID-19 в России и мире представлены на портале стопкоронавирус.рф.