«Ясно, что сотрудники Роскомнадзора начали активно общаться с иностранными медиа и заставлять их возвращать доступ к тем материалам, которые были заблокированы или удалены. Это очень полезные шаги», – считает директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков.
Эксперт напомнил, что ограничение доступа к материалам СМИ считается в России цензурой. «Хочется верить, что Роскомнадзор и дальше будет усиливать свою работу в этом направлении, заставит американские корпорации прекратить цензуру. А в идеале нужно еще и вынудить международные IT-гиганты зарегистрировать в России свои полноценные филиалы, чтобы с ними можно было с ними и взаимодействовать, и судиться при необходимости. Также нужно добиваться от Twitter и Facebook* перемещения в РФ серверов, на которых хранятся персональные данные россиян», – уверен Зыков.
Напомним, во вторник YouTube запретил премьерный показ фильма-расследования издания «Украина.ру», посвященного гибели в 2014 году лайнера MH 17 в небе под Донецком. Запрет последовал перед началом слушаний по этому делу в Нидерландах. Модераторы YouTube признали фильм «нарушающим принципы и правила платформы» и изъяли его. Роскомнадзор в среду обратился с требованием к компании Google LLC вернуть доступ к заблокированному фильму. В четверг портал YouTube отреагировал на обращение, вернув доступ к материалам. Такая быстрая реакция в ответ на требование российского ведомства стала беспрецедентной.
Директор АППСИМ добавил, что для более эффективного воздействия на IT-гиганты необходимо прописать в КоАП РФ пункт о штрафах от 10 млн рублей до 1 процента от выручки на зарубежные юридические лица, которые отказываются создавать официальные представительства в России. «Такой подход дал бы хоть какой-то механизм. Также нужно дать Федеральной службе судебных приставов возможность изыскивать наложенные штрафы», – уверен собеседник.
Как напомнил Зыков, в начале этого года на Facebook и Twitter уже были наложены штрафы российским судом в размере 4 млн рублей, но они до сих пор не заплатили их, и пока приставам непонятно, как эти деньги можно изъять. У этих компаний нет в России юридического лица. «Насколько мы знаем, в России у этих корпораций есть официальные рекламные агенты. Соответственно, нужно дать ФССП возможность накладывать арест на счета этих рекламных фирм, на деньги, которые должны быть перечислены ими в адрес Facebook, Twitter или Google», – считает глава АППСИМ.
Кроме того, Россия могла бы пойти путем Турции, где уже приняты законы, которые обязывают иностранные IT-гиганты открывать в стране свои официальные филиалы. А до тех пор всем юридическим и физическим лицам в стране запрещено размещать рекламу на ресурсах этих IT-гигантов. В таком случае тому же Facebook становится невыгодно работать в Турции, пояснил эксперт.
Добавим, что IT-гиганты уже не первый раз за последнее время блокируют доступ к российским медиа-материалам. В начале сентября тот же YouTube ограничил доступ к фильму-расследованию журналиста Александра Рогаткина «Беслан» о событиях, связанных с захватом бесланской школы в 2004 году.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ