«Что касается сроков – пока в судостроении у руля стоят коммерсанты, мы видим одни обещания», – отмечает бывший командующий Тихоокеанским флотом, экс-начальник Главного штаба ВМФ адмирал Игорь Хмельнов.
Ранее стало известно, что в 2023 году должны начаться НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) по созданию первого российского атомного авианосца. «Корабль будет иметь атомную энергоустановку и водоизмещение порядка 70 тыс. тонн», сообщил ТАСС источник в судостроительной отрасли.
Работы включены в действующую госпрограмму вооружения до 2027 года. Оценочная стоимость НИОКР и сроки строительства пока не называются.
В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) уточнили, что пока «конкретного тактико-технического задания на проектирование данного корабля от Минобороны России не получали», но в тоже время заверили, что разработка предложений по перспективным кораблям, в том числе и авианосцу, не прекращалась. Ранее в ВМФ России заявляли, что российский флот намерен получить перспективный авианосец с атомной энергетической установкой к концу 2030 года.
«Но, и об этом надо помнить, в 2017 году (когда, к слову, начались морские парады на Неве) был издан указ президента, который утвердил основы политики России в области военно-морской деятельности – в том числе в дальней морской зоне, – подчеркивает адмирал Хмельнов. – Указ действует до 2030 года. Так что будет жесткий контроль, спрос – так, как это умеет делать президент. Но не следует на него одного перекладывать, нужно, чтобы все заинтересованные люди, в том числе адмиралы, принимали участие, а не отмахивались».
Таким образом, «все будет выполнимо по срокам, плюс-минус год-два», – полагает Хмельнов. «Какими силами строить, где строить, где и чем снаряжать – всё есть», – подчеркнул адмирал.
Хмельнов вновь напомнил об указе президента о военно-морской деятельности России. «В дальнюю морскую зону мы должны будем пойти на кораблях первого, в крайнем случае – второго ранга», – подчеркивает собеседник.
К кораблям первого ранга, в том числе относятся: тяжелые авианесущие крейсера (авианосцы), тяжелые атомные ракетные крейсеры, подводные атомные крейсеры (в том числе стратегического назначения), большие атомные подлодки.
«Я, можно сказать, ярый «океанист» – много провел в молодости в походах в Атлантике, в Тихом океане и особенно в нашем любимом Средиземном море. Туда маленький катерочек не пошлешь – ни УДК (универсальный десантный корабль), ни фрегатик – туда нужны большие океанские корабли, такие, какими обладают американцы. У нас с авианосцами очень тяжело. Хотя авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», царствие ему небесное, многое сделал для поддержания обороноспособности», – отмечает Хмельнов. Напомним, что «Адмирал Горшков» был выведен из состава флота в 2004 году и продан Индии.
Отметим, что на вооружение ВМС США первый атомный авианосец поступил еще в 1961 году – это был корабль «Энтерпрайз», находившийся в составе флота до 2012 года. К тому же типу относятся авианосец «Нимиц» 1975 года и корабли того же класса водоизмещением до 106 тонн (на фото – один из таких кораблей). Сейчас в составе флота, в строю и в ремонте – 11 авианосцев класса «Нимиц».
Франция располагает одним авианосцем с ядерной силовой установкой – «Шарль де Голль».
Неядерные авианесущие корабли стоят на вооружении Китая, Индии, Италии и Таиланда, в стадии постройки два британских авианосца.
Сейчас в составе ВМФ России имеется один авианесущий корабль – крейсер «Адмирал Кузнецов» с неатомной энергетической установкой. Корабль находится на ремонте и вернется в строй в 2021 году. Ранее газета ВЗГЛЯД писала, как можно улучшить единственный российский авианосец.