Борьба с коррупцией в современной России вышла на довольно эффективный уровень и ведется отработанными методами, постепенно, «без шума и пыли» и без разрушения имиджа государства. Такой вывод содержится в докладе Центра политической информации «Мировой опыт борьбы с коррупцией и российские реалии». Текст исследования доступен на сайте центра. Его презентация состоялась во вторник в Москве.
Как говорится докладе, феномен коррупции всегда сопровождал развитие государственных институтов. Эксперты изучили опыт борьбы с коррупцией в ряде стран, выявив наиболее характерные модели применяемых антикоррупционных систем, «чтобы иметь возможность учиться на чужих ошибках».
Эксперты напомнили, что масштабная антикоррупционная кампания официально стартовала в России 2008 году, но ее реализация началась только в 2013 году с создания в структуре администрации президента управления по противодействию коррупции. Одним из самых резонансных дел последних лет стало «дело Улюкаева». Оно подтвердило основной тезис нынешней идеологии противодействия коррупции в России: неприкасаемых нет.
Эксперты констатируют, что в России борьба с коррупцией ведется «точечно» и масштабно одновременно: фигуранты «выхватываются» с ветвей власти таким образом, чтобы не нарушить баланс и не разрушить властные институты. Выявленная динамика преступлений коррупционной направленности свидетельствует о снижении числа зарегистрированных преступлений. Если в 2012 году таких было почти 50 тысяч, то в 2017 – около 30 тысяч.
«Россия довольно эффективно использует международный опыт борьбы с коррупцией. Так, практика борьбы с коррупцией в КНР, например, безусловно, уже применена и в российских реалиях – введение этических норм для госслужащих в том числе», – говорится в докладе.
Кроме этого был применен значимый шаг сингапурского правительства по борьбе с коррупцией – повышение зарплат чиновничьего корпуса. «Нет сомнения, что Россия использует и будет использовать американский опыт антикоррупционной борьбы, но ровно в той степени, насколько это отвечает российским национальным интересам и не нарушая принципы суверенности страны», – полагают эксперты.
Авторы исследования констатируют, что опыт ведения борьбы с коррупцией в сочетании с советским и инновационным иностранным опытом с течением времени будет нарастать и «сделает эту борьбу максимально интенсивной уже в ближайшее время, ведь постоянно поддерживаемая политической волей системная антикоррупционная борьба – главное условие существования и эффективной работы государственного аппарата в будущем. «И верховная власть в России это понимает, сосредоточившись на продолжении этой борьбы в будущем», – говорится в докладе.
Глава Центра политической информации Алексей Мухин на презентации доклада назвал борьбу с коррупцией системной. «Эту системность необходимо развивать. Необходимо сделать так, чтобы каждый чиновник любого звена, будь то высшего, будь то среднего, будь то низшего, понимал, что наказание неотвратимо. Это часть концепции Владимира Путина, которую он изложил в послании как действующий президент», – сказал Мухин.
Политолог признался, что его интересует прежде всего то, насколько эта политическая воля дальше сохранится в системной борьбе с коррупцией.
«Судя по всему, она сохраняется. Судя по тем действиям, которые предпринимаются, по состоянию, в котором находится ФСБ, а ФСБ сейчас – служба экономической безопасности, управление собственной безопасности – находится на острие борьбы с коррупцией. Особенно относительно спецконтингента. Сейчас на острие борьбы с коррупцией ФСБ. Необходимо, чтобы ребята не демотивированы были, потому что демотивация тех, кто атакует коррупционеров – это, к сожалению, явление наших дней», – сказал политолог.
Он отметил, что применяемые в России схемы и модели борьбы с коррупцией «более-менее позволяют дальше вести и наращивать темп антикоррупционной борьбы». «Понятно, что мы с этим явлением не справимся, это никому не удавалось. Даже в городе солнца утопическом, скорее всего, могло бы прорасти коррупционное деревце. Но, тем не менее, мы должны просто сделать так, чтобы эта хроническая болезнь в общественном организме находилась на приемлемом уровне», – сказал он.
Также Мухин отметил серьезный запрос на борьбу с коррупцией. «Понятно, что дисбаланс между богатыми и бедными растет, и мы в любом случае сталкиваемся с очень сильной социальной деформацией в этой связи, которая может привести к политическим последствиям. Поэтому, к счастью для нас, выбора бороться с коррупцией или нет, у верховной власти нет. Бороться, все, точка. А дальше только формы и эффективность», – подытожил Алексей Мухин.