«Самым эффективным методом борьбы с вороньем является использование хищных птиц. Сначала привезли две птицы, потом их стало больше, затем вместо соколов появились ястребы», – цитирует Воронина РИА «Новости».
По словам орнитолога, в настоящее время на службе находятся ястребы-тетеревятники, которые показали наибольшую эффективность.
Что касается соколов, то, по словам Воронина, это птицы высокого полета, им необходимо большое пространство. Сокол взлетает вверх и быстро может оказаться в районе ГУМа, Большого театра и Арбата.
«В итоге мы решили отказаться от их использования, потому что очень большая вероятность потерь птицы, тем более в городских условиях», – подчеркнул Воронин.
При этом тетеревятник показал себя как универсальный боец. Для ястреба ворона – естественный объект охоты в дикой природе. В отличие от сокола, он не поднимается вверх, а охотится из засады, прячась в деревьях и выжидая добычу, после чего совершает короткий атакующий полет. По словам Воронина, ястреб-тетеревятник является отличным спринтером на дистанцию 20–30 метров.
«Для нас удобство заключается в том, что если даже ястреб не поймал добычу, то он садится на дерево, и мы можем подозвать его «на перчатку», – отметил орнитолог.
Также Воронин отметил роль филинов в борьбе с воронами на территории Кремля.
«Если ястребы – это наш дневной дозор, филин – ночной дозор, хотя есть такое заблуждение, что филин не видит днем. Но это именно заблуждение. Филины хорошо видят и днем, и ночью. Филин – это крупная ночная хищная птица, является настоящей грозой ворон в дикой природе. Территорию, где живет филин, вороны облетают стороной», – пояснил ученый.
По его словам, вороны крайне редко ночуют там, где обитает филин. Поэтому в Кремле стали использовать и дневных хищников, и ночных.
Воронин рассказал, что охранная служба кремлевских ястребов может продолжаться 20 лет и более.
«Например, ястреб Альфа у нас служит 20 лет, она наш ветеран, возможно, в природе они столько и не живут. Но в природе всякое случается – на минусе не поймал и остался голодным. А на дворе мороз, к примеру, -30, и в таком случае велика вероятность гибели птицы. Короче, служат они столько, сколько они ловят. У нас нет такого – 10–15 лет и на пенсию», – отметил кремлевский орнитолог.
При этом Кирилл Воронин сообщил, что если птицы уже в возрасте, орнитологи стараются давать им меньшую нагрузку.
«Все-таки, безусловно, возрастные изменения касаются и птиц. Например, Альфе мы время от времени подтачиваем клюв, одышка у нее появляется. Но ворон она ловит. Может, не за счет скорости, как молодая птица, а за счет своего опыта», – отметил ученый.
По его словам, ястребы и филин во время облета территории Кремля имеют специальные приспособления для отпугивания ворон.
«Есть телеметрия: прибор, который позволяет найти птицу, если она отлетела. Перед занятием вставляется передатчик с небольшой антенной в специальную клипсу, которая прикреплена на хвосте. По уровню сигнала мы можем определить ее местонахождение, ведь она может находиться за деревом, в густой листве, и ее не будет видно», – отметил орнитолог.
Также перед охотой на лапку птицы надеваются бубенцы, с которыми совершается облет территории. Это делается для того, чтобы вороны видели, что территорию контролируют ястребы.
«В нашей службе главное не количество пойманных ворон, а чтобы эти вороны держались в стороне от Кремля», – заключил Воронин.
По его словам, у ворон хорошо развита звуковая сигнализация – птицы летают, каркают и таким образом передают сигналы опасности.
Напомним, в августе орнитологическая служба Московского Кремля приобрела филина для борьбы с вредителями на его территории.