«Настоящая газовая война разыгрывается на севере Европейского континента», – цитирует публикацию RT.
С одной стороны в этом конфликте выступает Газпром со своими союзниками, в частности ФРГ, которая получает больше трети потребляемого в Европе газа. С другой – страны, которые обеспечивают энергетическую независимость путем закупок более дорогого газа в США. Например, Польша построила на Балтике терминал, чтобы принимать сжиженный газ из Америки.
В центре спора находится Еврокомиссия в Брюсселе, которая не хочет повторения нефтегазовых конфликтов, которые имели место в 2006-2009 годах, пишет издание.
Однако конфликты происходят. Последний связан с заявлением ЕС о вводе идентичных правил для всех проходящих через Европу трубопроводов. Сторонники «Северного потока – 2» считают, что это способ отложить введение в строй этого газопровода, в котором больше всех заинтересована Германия.
Берлин, как отмечает издание, рассчитывает заменить «Северным потоком – 2» свои АЭС и получаемую от угля энергию. Сторонники проекта отмечают, что «Северный поток – 2» поможет обойти Украину и ответит на растущие потребности Европы, обеспечив континент газом по низким ценам.
Что касается Польши, то закупки российского газа покрывают три четверти ее потребления, но в Варшаве поставили цель свести их до нуля за пять лет. Дональд Трамп, отмечает издание, ухватился за этот шанс и предложил Польше подписать совместный контракт, а сенат США пригрозил санкциями всем предприятиям, которые будут участвовать в строительстве «Северного потока – 2».
Как отмечает автор публикации, лавировать между американскими и российскими интересами непросто. Польский терминал работает год и принимает газ из Катара, при этом в Варшаве рассчитывают заключить долгосрочный контракт с США, где добыча сжиженного газа активно развивается, но в приоритетных покупателях у них страны Азии и Латинской Америки, где цены на 25% выше европейских.
На этом фоне внедрение в Азию Газпрому дается сложнее, из-за чего Москва не может позволить себе сократить поставки в Европу, которые составляют 80% всего экспорта российского газового концерна. В результате Газпром сокращает цену на газ, чтобы сохранить рынки, чем, к примеру, пользуется Литва, которая весь газ покупает у Москвы.
Автор публикации полагает, что импорт сжиженного газа в Европе не выдерживает конкуренции. Так, в 2016 году терминалы для сжиженного газа в странах ЕС использовались лишь на 25% мощности, а российский газ опирается как на низкую стоимость производства, так и на большие объемы. В этой связи, кк отмечает автоор публикации, «империи Газпрома в краткосрочной перспективе в Старом Свете ничто не угрожает».
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, украина и США подсчитывают потери Киева от возможного прекращения транзита российского газа через украинскую территорию, но для России этот расклад имеет прямо противоположное значение – идущие в обход Украины газопроводы сулят серьезную прибыль.
В конце октября сообщалось, что Еврокомиссия предложит распространить правила третьего энергопакета Евросоюза на трубопроводы, которые идут в ЕС из третьих стран, то есть и на «Северный поток – 2».