«Я условно разделил свои действия на три составляющих (в условиях боевых действий в Донбассе, ныне – территория ДНР, где он тогда жил и работал – прим. ВЗГЛЯД). Первое: обеспечение собственной безопасности и нанесение (ущерба сопернику) по мере возможности медикаментозными средствами. Любые коллеги, которые со специальностями, особенно моей, они знают, что очень многие препараты таковы, что только очень углубленная и дорогая экспертиза может докопаться, что человек был убит совокупностью этих медикаментов. При желании человека можно так убить», – рассказал он в интервью Ukrlife.tv. Запись интервью представлена на канале ТВ в YouTube (с 14.05).
«На первый взгляд это будет сердечный приступ, инсульт, или просто дышал-дышал, никого не было, а потом перестал дышать. Это первое: обеспечение собственной безопасности и максимальное нанесение вреда вражеским пациентам, скажем так», – заявил Чернов.
Он также заявил, что «для врачей, оказывающих помощь раненым боевикам, следует помнить, что они не стоят вне политики, а клятва Гиппократа не освобождает от уголовной ответственности за пособничество террористам».
«Многие мои коллеги живут с убеждением, что врач стоит вне политики, что врач по своим качествам стоит выше гражданина и любых других социальных понятий; что бы ни делал доктор ради врачебной цели, это его оправдывает. Многие бывшие коллеги, которых можно назвать пособниками оккупантов, искренне считают, что у них бешеная индульгенция, что врач неподсуден», – сообщает Чернов.
Между тем, как сообщил блогер Владимир Корнилов в Facebook*, экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков еще в июле 2014 года отдал Чернова под военный трибунал «не за блоги», а за то, что тот отказался помочь больной ополченке. СМИ, которые были на стороне новоявленного правительства Украины, не поверили этим сведениям и направили «Врачам без границ» письмо, требуя вмешаться в ситуацию с арестом «ложно обвиненного в нарушении клятвы Гиппократа блогера и анестезиолога Саши Чернова».
Сообщалось также, что Стрелков приговорил Чернова к пожизненной службе в штрафном батальоне, «заставив его рыть окопы».
«И спрашивается, теперь, когда этот «блогер и анестезиолог» сам признался в своих злодеяниях, кто же врал тогда: «демократическая» украинская пресса или «сепаратисты»? И что на это теперь ответят «Врачи без границ»? Будут они как-то реагировать на военные преступления своего «коллеги»?» – написал Корнилов.
Чернов нарушил сразу множество этических кодексов врачей, принятых в мире и на Украине.
В частности и классическую клятву Гиппократа. «Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного», – говорится в исконном тексте клятвы Гиппократа.
В 1992 году на Украине был утвержден текст клятвы врача, альтернативный клятве Гиппократа. В ней также говорится: «Неизменно руководствоваться в своих действиях и помыслах принципами общечеловеческой морали. (…) Соблюдать правила профессиональной этики».
Нарушил он и этический кодекс украинского врача от 2009 года. В нем говорится, в частности, что «врач ни в коем случае не должен терять профессиональную независимость». «Врач должен оказывать медицинскую помощь по специальности больным независимо от возраста, пола, (...) политических взглядов, места обитания, гражданства и других немедицинских признаков». «Врач не должен заниматься политической, религиозной агитацией и пропагандой в рабочее время, побуждать коллег к действиям и поступкам, несовместимым со званием врача»
С середины апреля 2014 года киевские власти проводят на Востоке Украины «спецоперацию» для подавления протестного движения в Донбассе. По данным ООН на начало июня 2016 года, по меньшей мере 9,3 тыс. человек погибли и 21,5 тыс. были ранены с начала конфликта в Донбассе.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ