«Костю Райкина я очень люблю, он талантливый человек. Но мне хотелось бы понять: где его ущемили? Чего он не имеет? Он имеет центр, «Райкин Plaza», свой театр, школу. Он ставит то, что хочет», – сказал Михалков в эфире передачи «Право знать!» на телеканале «ТВ Центр», передает РИА «Новости».
«Многие, и я в том числе, еще не очень точно знаем, что такое несвобода. Закрыли спектакль, выставку облили чернилами… А что закрывается? Какие выставки обливаются чернилами? У Кости Райкина есть такой пассаж: «Обидели, оскорбили религиозные чувства верующих». И говорит он об этом достаточно пренебрежительно. А кто-нибудь рискнул бы поставить спектакль, порочащий пророка Мухаммеда? Почему Pussy Riot приходят в храм Христа Спасителя, а не в центральную мечеть в Мекке? Почему они здесь, а не там выражают свое желание свободы? Да потому что там страшно», – заключил Михалков.
Напомним, 24 октября на VII съезде Союза театральных деятелей России Константин Райкин выступил с резкой речью против цензуры в искусстве и против общественных организаций, которые пытаются контролировать людей искусства с точки зрения нравственности.
Между тем, глава Минкультуры Владимир Мединский назвал российские театры самыми свободными со времен Древней Греции.
Кроме того, комментируя слова самого Райкина, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков говорил, что цензура в сфере искусства недопустима, но нужно дифференцировать то, что создается на государственные и на частные деньги.
Также в Минкульте заявили о неких попытках «Сатирикона» сформировать «новые медийные волны».
Дискуссии предшествовало заявление Райкина о том, что театр «Сатирикон» оказался на грани закрытия из-за расходов на аренду помещения, в котором учреждение нуждается во время реконструкции собственного здания.
В Минкультуры России заявили, что удивлены словам Райкина как по поводу возможного закрытия театра, так и по поводу наличия «цензуры», «наездов» на театры; никаких оснований для подобных заявлений нет. Там отметили, что у «Сатирикона» худший показатель заполняемости среди федеральных театров: на протяжении последних двух лет он был на уровне 50–51%. При этом финансирование театра, по заявлению ведомства, было вдвое выше аналогичных московских театров.