«Есть международная морская практика: любой военный корабль, погибший и обнаруженный, считается воинским захоронением, и никто, тем более если определена принадлежность стране, не имеет права без разрешения этой страны проводить там какие-либо действия», - уточнил Игорь Курдин.
Шведская сторона может обследовать и фотографировать затонувшую субмарину, «но трогать ее или попытаться поднимать без нашего ведома, если это действительно русская лодка, они не имеют права», передает слова Курдина ТАСС.
Председатель петербургского Клуба моряков-подводников напомнил, что для подобных случаев существует стандартная процедура: шведские моряки должны официально уведомить главный штаб ВМС России об обнаружении затонувшего судна и передать копии всех связанных с находкой документов, чтобы российская сторона могла идентифицировать объект.
Субмарину, о которой идет речь, пока не опознали. Было высказано предположение, что это может быть «Сомъ», входивший в состав Российского императорского флота и затонувший в 1916 году. Однако Игорь Курдин в этом сомневается. По его мнению, основанному на просмотренных фотографиях и видеозаписях затонувшей подлодки, судно выглядит слишком новым. Кроме того, на его корпусе не видно повреждений, которые «Сомъ» получил при столкновении со шведским пароходом.
«На корпусе мы видим букву «ять», но это может быть просто игра света или так обрастание расположилось», - пояснил Курдин, резюмировав, что на основании имеющихся в его распоряжении данных однозначно опознать подлодку невозможно.
Ранее во вторник исследователь из исландской компании IXplоrer ocean reserch Алекс Мах, сообщивший шведским коллегам о местонахождении субмарины, высказал предположение, что найденная им подлодка может являться российским «Сомом». На это указывают ее размеры – около 20 метров в длину и 3,5 метра в ширину. Дайверы к месту нахождения субмарины не опускались, а осмотрели ее с помощью робота модели ROV, оснащенного видеокамерой.
В понедельник стало известно, что шведская компания Ocean X-team нашла в акватории страны затонувшую иностранную подводную лодку.
Напомним, операция по установлению «подводной активности иностранного» государства в акватории Стокгольмского архипелага проходила 17–24 октября 2014 года и закончилась безрезультатно. При этом местные СМИ утверждали, что объектом поисковой операции может быть российская подлодка. Однако контр-адмирал ВМС Швеции Андерс Гренстад не смог подтвердить эту информацию.
Вместе с тем в конце ноября 2014 года министр обороны Швеции Петер Хултгвист все же заявил о получении доказательств того, что за несколько недель до этого в водах Стокгольмского архипелага проводилась разведывательная операция иностранного государства.
В Минобороны России сообщали, что малая или сверхмалая российская подлодка не могла оказаться в водах Швеции, потому что их вообще уже нет в боевом составе военно-морского флота России.
Весной 2015 года начальник оперативных частей вооруженных сил Швеции Андерс Гренстад заявил, что подозрительное судно, которое приняли за подводную лодку, оказалось «техническим кораблем».