О том, что Ирану предложено купить пять дивизионов ЗРК «Антей-2500», Чемезов сообщил «Коммерсанту» на выставке вооружений и военной техники IDEX-2015 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты). «Предложение было передано около двух месяцев назад, – уточнил он. – Иранцы пока думают, решение (об их поставке) не принято».
Представители концерна ВКО «Алмаз-Антей» (разработчики комплекса) от комментариев отказались, сославшись на закрытость темы.
Предложение России можно назвать попыткой решить болезненную проблему в военно-техническом сотрудничестве с Ираном. В 2007 году Рособоронэкспорт и Минобороны Ирана заключили сделку о поставке пяти комплексов систем ПВО С-300ПМУ-1 стоимостью около 800 млн долларов. Вскоре Тегеран перечислил аванс в размере 167 млн долларов, необходимых для начала производства С-300ПМУ-1, и «Алмаз-Антей» приступил к их сборке. Однако обещанного оружия Иран не получил: спустя три года Совбез ООН ввел запрет на передачу Ирану современных вооружений, а в сентябре 2010 года президент Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по выполнению резолюции, введя в отношении Ирана более жесткие санкции, чем это предусмотрено решением Совбеза ООН.
Хотя Москва вернула Тегерану аванс, заказчик все равно подал в третейский суд Женевы иск почти на 4 млрд долларов к российскому спецэкспортеру. Москва предложила пойти на мировую, пообещав поставить зенитные ракетные комплексы «Тор-М1Э». От них в Тегеране отказались. Предназначенные иранским военным С-300 к тому моменту были уже разобраны и пущены на запчасти. Решить вопрос можно поставкой Тегерану систем «Антей-2500», формально не попадающих под запрет. Официального подтверждения не поступало более полутора лет (несколько раз сведения даже опровергались), но в воскресенье Чемезов поставил в этом вопросе точку.
Глава «Ростеха» заявил, что вариант с «Антеем-2500» возник из-за пожеланий иранских партнеров приобрести именно систему типа С-300. Но окончательной уверенности в том, что Иран согласится на покупку «Антея-2500», нет, говорит источник в российской системе ВТС, утверждая, что «в качестве запасного варианта рассматривается предложение о поставке Тегерану новейших систем С-400».
Этот вопрос обсуждали на состоявшихся в Тегеране 20 января переговорах министр обороны России Сергей Шойгу и его коллега Хосейн Дехган, подтвердил источник в МИД Ирана: «Российская сторона заявила, что готова рассмотреть возможность поставок Тегерану комплексов С-400 взамен сорванной сделки с С-300». Он пояснил, что такой вариант был бы для Ирана «куда предпочтительнее» ранее предложенных Москвой поставок комплексов «Антей-2500». Однако российские переговорщики, по его словам, дали понять, что о поставках С-400 Москва готова говорить только в том случае, если Тегеран отзовет иск к Рособоронэкспорту.
То, что отзыв иска к российскому спецэкспортеру является приоритетной задачей, подтвердил и источник в Кремле: «Это будет первым шагом для нормализации отношений в сфере ВТС».
Один из источников говорит, что вариант с поставкой Ирану комплексов «Антей-2500» для России предпочтительнее в плане реализуемости сделки. Имеющиеся мощности «Алмаз-Антея» по производству С-400 «Триумф» заняты заказами по линии российских военных (к 2020 году вооруженные силы России должны получить 56 полковых комплектов). Кроме того, есть обязательства по поставке четырех дивизионов этой системы Китаю (сделка на 1,9 млрд долларов была подписана в сентябре). Новые же заводы по производству систем ПВО в Кирове и Нижнем Новгороде начнут свою полноценную работу не ранее 2016 года.
Предложение Чемезова уже прокомментировала официальный представитель Госдепа Джен Псаки, заявив, что у США есть возражения по вопросу продажи системы комплексов «Антей-2500» Ирану.