«После 1994 года были приняты некоторые изменения (в регламент судоходства) для реализации (нефтяного) проекта Баку - Тбилиси - Джейхан и 150-метровые танкеры, признанные опасными, не пропускали через проливы. Однако впоследствии мы были вынуждены отменить это правило. Нам очень непросто противостоять политическому давлению. Схожие методы можно использовать, но вы не закроете проливы только для российских судов», - передает слова Акгюна ТАСС.
«Согласно Конвенции Монтре, военные корабли прибрежных стран обязаны уведомлять о проходе проливов за 8 дней. В случае отмены Конвенции это правило аннулируется. Конвенция Монтре также вносит ограничения на системы перевозимого оружия. При ее отмене не будет и ограничений. Если «Монтре» будет отменена, русские также будут недовольны. В целом Конвенция Монтре являет собой стратегическую нить между двумя странами, возможно, поэтому напоминание о ней может быть важным для русских в связи с кризисом, который мы переживаем», - полагает эксперт.
Конвенция Монтре о статусе проливов (Convention de Montreux) была подписана в 1936 году в Швейцарии и регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Она ограничивает в мирное время проход через проливы военных кораблей нечерноморских государств или прибрежных стран. Страны, имеющие выход к Черному морю, в ряде случаев могут проводить через проливы свои подводные лодки, а также крупные корабли без ограничения тоннажа при соблюдении определенных конвенцией условий.
Ранее газета ВЗГЛЯД сообщала, что Турция, формально не нарушая режим Черноморских проливов, создает препятствия для российских судов. В частности, сообщалось, что у судов под российским флагом 29 ноября возникли задержки с прохождением пролива Босфор.
В отношениях России и Турции наметился кризис после того, как российский Су-24 был сбит истребителями F-16 ВВС Турции в Сирии на границе с Турцией.