Законопроект направлен «на реализацию правомочия федерального законодателя предусмотреть специальный правовой механизм разрешения им вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы конституции Российской Федерации исполнить вынесенное по жалобе против России постановление», передает РИА «Новости».
Авторами инициативы стали сенатор Андрей Клишас, депутаты Госдумы Владимир Плигин (ЕР), Михаил Емельянов (СР), Алексей Диденко (ЛДПР) и Василий Лихачев (КПРФ).
«Проектом федерального конституционного закона, в частности, предусматривается, что по запросу федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора, Конституционный суд Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека», - следует из документа. Компетенцией для таких обращений в КС наделяется президент РФ и правительство РФ.
Если Конституционный суд примет постановление о невозможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, нельзя будет совершать действия, направленные на исполнение этого решения в России.
Как заявил Плигин, представляя проект закона, «Конституция РФ имеет высшую юридическую силы и, таким образом, она имеет несомненный приоритет», передает ТАСС.
«Никто не отменяет это положение», - подчеркнул он. Глава комитета добавил, что проект закона не наносит никакого урона для «инвестиционной активности или защиты частой собственности» в России. «Случаи возможного неисполнения или обращения к оценке КС РФ несомненно будут носить единичный характер», - уверен он. Плигин также указал, что концепция законопроекта не идет в разрез с мировой практикой и аналогичные прецеденты уже существуют в европейских странах, в частности, в Германии и Великобритании.
Конституционный суд (КС) России 14 июля сообщил, что остается под юрисдикцией Страсбургского суда и не будет уклоняться от исполнения его решений. Суд определил, что будет решать вопрос об исполнении постановлений Страсбургского суда по каждому делу индивидуально, что решения ЕСПЧ подлежат исполнению только с учетом признания верховенства Конституции России.
10 июля уполномоченный представитель России при ЕСПЧ, замминистра юстиции России Георгий Матюшкин заявлял, что некоторые из постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по российским делам прямо противоречат нормам международного права.
Самым громким решением ЕСПЧ в отношении России стало взыскание в пользу экс-акционеров ЮКОСа около 2 млрд евро в качестве компенсации по их жалобе против России, рассмотренной в 2011 году. Минюст России при этом завил, что не считает решение суда справедливым и беспристрастным.
Международный договор нельзя противопоставлять российской правовой системе, потому что он является частью этой системы, заявлял председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.
1 июля советник министра юстиции Мария Мельникова на заседании Конституционного суда заявила, что Россия не обязана исполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат Конституции.