«У нас никаких планов открытия военных баз на Кубе нет. Никогда об этом у нас речи не шло. С Кубой у нас отношения идут совсем в ином плане. Вопросы боеспособности кубинских вооруженных сил – это другой аспект совершенно, но он не имеет абсолютно никаких оснований, чтобы говорить, что мы там что-то собираемся создавать», – передает РИА «Новости» слова дипломата.
#{smallinfographicleft=755119}22 октября вице-премьер Дмитрий Рогозин по итогам встречи сопредседателей российско-кубинской межправительственной комиссии сообщил, что ремонтный авиационный центр может быть создан на Кубе в ближайшее время.
20 октября министр обороны генерал армии Сергей Шойгу на встрече с заместителем председателя правительства Кубы Риккардо Кабрисасом заявил, что возможности развития военно-технического сотрудничества России и Кубы будут обсуждаться на заседании комиссии по ВТС.
8 мая пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что президент России Владимир Путин и лидер Кубы Рауль Кастро на встрече в Москве не обсуждали вопрос об открытии российских военных баз на Кубе. Перед этим в тот же день СМИ сообщали, что Россия может возобновить работу радиоэлектронного разведывательного центра, расположенного в пригороде Гаваны – Лурдесе, который был оставлен Россией в 2002 году.
17 июля 2014 года президент России Владимир Путин опроверг размещение российского радиоэлектронного центра в кубинском Лурдесе. Радиолокационный центр в Лурдесе (пригород Гаваны) был создан СССР на Кубе в 1960-х годах. Станция была призвана следить за пусками американских ракет, а также выполнять функции электронного прослушивания. Она также использовалась для поддержания устойчивой связи с российскими посольствами в Латинской Америке.
«Безусловно, кубинское правительство имеет все основание для того, чтобы в политическом плане ставить вопрос о возвращении территории Гуантанамо республике Куба. Это требование, которое высказывается как один из составных компонентов процесса нормализации отношений между двумя странами – США и Кубой», – заявил директор департамента Латинской Америки Александр Щетинин.
Дипломат отметил, что этот процесс непростой с юридической точки зрения.
«В данном случае кубинские коллеги, я уверен, будут действовать грамотно для того, чтобы этот акт исторической справедливости – возвращения Гуантанамо под национальную юрисдикцию Кубы – был совершен. Это абсолютно логично в нынешнем контексте развития ситуации», – добавил Щетинин.
США арендуют базу в Гуантанамо с 1903 года, расторжение бессрочного договора аренды возможно лишь по соглашению обеих сторон. Ежегодно США отправляют Кубе чек на 3,4 тыс. долларов за аренду базы, но кубинские власти отказываются принимать эти деньги, поскольку считают, что американские военные должны покинуть остров.
Тюрьма Гуантанамо была образована в 2002 году после терактов 11 сентября и начала операции США в Афганистане против «Аль-Каиды*» и талибов. За прошедшие годы в ней содержались сотни людей из многих стран, которых американские спецслужбы обвиняют в причастности к терроризму. В настоящее время там содержатся 116 человек.
Вступив в должность в 2009 году, президент США Барак Обама распорядился ликвидировать тюрьму, однако это так и не было сделано. Администрация регулярно обращается в конгресс с просьбой поддержать это решение.
Несмотря на планы по закрытию тюрьмы в Гуантанамо, Вашингтон не намерен закрывать там свою военную базу.
В декабре прошлого года США и Куба объявили о курсе на нормализацию отношений после перерыва, продолжавшегося более 50 лет. В июле были открыты посольства стран в Гаване и Вашингтоне. Кубинский лидер Рауль Кастро в качестве одних из условий завершения процесса нормализации отношений с США назвал отказ от политики эмбарго, возвращение базы в Гуантанамо и компенсацию ущерба, нанесенного Соединенными Штатами кубинскому народу.
Куба является давним партнером России в Латинской Америке. Основой развития двусторонних связей являются Декларация о принципах взаимоотношений между Россией и Кубой (1996) и Меморандум о принципах стратегического сотрудничества (2009). Договорно-правовая база двух стран включает порядка 100 документов, регламентирующих межгосударственное взаимодействие по широкому спектру направлений.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ