«Украина на этой неделе введет санкции против местных компаний с российским капиталом. Речь идет о компаниях, в которых доля российского капитала превышает 50%», — сообщил «Коммерсанту» источник в украинском правительстве.
В Государственной фискальной службе Украины заявили газете, что уже передали правительству соответствующий список, в который входит «до 1 тыс. компаний».
По словам источника «Коммерсанта» в правительстве, санкции будут введены в адрес только некоторых компаний из этого списка, в основном имеющих отношение к российским госкомпаниям. Первый пакет санкций, который, по данным издания, уже неформально одобрен украинским правительством, является аналогом мер, введенных США и ЕС.
Речь идет в основном о запрете привлечения финансирования сроком более 90 дней, запрете на поставку товаров и оборудования военного и двойного назначения, а также запрете на поставку нефтегазового оборудования. Второй пакет санкций, детали и точные формулировки которого пока обсуждаются, может включать ограничение для компаний с российским капиталом на участие в приватизации и государственных тендерах, а также запрет газовым компаниям из России присутствовать на украинском рынке.
При этом прекращение поставок товаров ВТС и двойного назначения фактически не является новой мерой. Такие поставки уже были остановлены в середине июня решением президента Украины Петра Порошенко.
Как сообщили газете источники в нефтегазовой отрасли, объемы поставок Украиной в Россию труб нефтегазового сортамента, насосов и компрессорного оборудования невелики и могут быть компенсированы российскими аналогами.
Крупными игроками же на украинском рынке нефтепродуктов являются ЛУКОЙЛ (240 АЗС и остановленный «Карпатнефтехим») и Роснефть (150 АЗС и простаивающий Лисичанский НПЗ), однако в компаниях возможное влияние санкций не стали комментировать. ЛУКОЙЛ на прошлой неделе договорился о продаже всех своих АЗС на Украине австрийской AMIC Energy Management GmbH.
Дочерние структуры российских госбанков — Сбербанка, ВТБ и ВЭБа — занимают 12% банковского рынка Украины по объему активов. В банках отказались комментировать возможные последствия санкций, однако, по словам источников «Коммерсанта» в отрасли, ограничение на привлечении финансирования никак не скажется, поскольку почти все необходимые средства стандартно привлекаются у российских материнских структур.
Напомним, 17 июля власти США ввели новые санкции в отношении российских компаний, в том числе Газпромбанка и Внешэкономбанка, энергетических компаний «Роснефть» и «Новатэк», а также компаний российского ОПК, включая «Алмаз-Антей» и концерн «Калашников». Санкции США коснутся также НПО «Ижмаш», НПО «Базальт», Уралвагонзавода и КБ приборостроения.
Кроме того, во вторник США ввели санкции против Банка Москвы, ВТБ и Россельхозбанка и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Гражданам и компаниям США запрещено приобретать долговые обязательства этих банков или связанных с ними юридических лиц, а также проводить с ними любые транзакции сроком более чем 90 дней.
Вслед за ними ЕС также ввел секторальные санкции в отношении российского финансового сектора. Пять российских банков попали под ограничения: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Россельхозбанк. ЕС вывел из-под санкций «дочек» российских госбанков, зарегистрированных в ЕС.
В среду Совет ЕС утвердил включение еще восьми человек и трех компаний в обновленный черный список по России и Украине, таким образом общее число фигурантов этого списка выросло до 95 человек и 23 юрлиц.