О том, что США настойчиво убеждали китайское руководство присоединиться к точечным визовым и финансовым санкциям против чиновников РФ, «Коммерсанту» рассказал российский дипломатический источник, знакомый с ситуацией. По его словам, в Пекине сочли такое давление возмутительным и идею наказания россиян за политику России на украинском направлении отвергли.
В пресс-службе президента США сообщили, что «не готовы обсуждать высказывания и предположения, сделанные некими иностранцами». Тем не менее, по данным издания, американский Госдеп и сотрудники посольства США в Пекине в момент эскалации украинского кризиса активно взаимодействовали с руководством Китая по этой теме. В Вашингтоне также не скрывают, что глава Белого дома Барак Обама в марте предпринял попытку убедить руководство КНР публично выступить с осуждением действий России в Крыму.
Закрытая встреча Барака Обамы и Си Цзиньпина, продолжавшаяся почти два часа, прошла 24 марта на полях саммита G7 в Гааге. Американский президент рассказал китайскому лидеру о дальнейших шагах, которые готовы предпринять США и европейские государства в ответ на действия РФ. «Он предельно ясно дал понять, что вопрос о политической и экономической изоляции Москвы уже решен и такие действия единодушно поддерживают все члены G7 и все члены НАТО», - рассказал источник, близкий к Госдепу.
Вместе с тем он заверил: в администрации США не рассчитывали, что Пекин присоединится к санкциям против России. «Было понятно, что руководство КНР не готово к столь решительным действиям», - пояснил он. Одна из причин этого, по его мнению, - тесные связи Пекина с Москвой и, в частности, с рядом фигурантов черных списков Запада.
В таких условиях Вашингтону приходится довольствоваться нынешней позицией Пекина по украинскому кризису. Власти Китая хоть и не выступают с публичной критикой действий РФ и тем более не вводят санкции против российских граждан, однако открыто говорят о необходимости сохранения территориальной целостности Украины.
По данным газеты, объясняя представителям РФ свое решение воздержаться во время голосований по ситуации с Крымом на заседаниях Совета Безопасности и Генассамблеи ООН, власти КНР указывали на свои проблемы с Тайванем, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Тибетом, а также говорили о значимости соблюдения норм международного права.
Несмотря на это, в Москве относят Китай к числу своих союзников. В ходе недавнего визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Пекин источники, близкие к российской делегации, утверждали: Россия «полностью удовлетворена» позицией КНР по украинскому кризису. А в минувшую пятницу, по итогам встречи с вице-премьером Госсовета Китая Ван Яном, замглавы российского правительства Дмитрий Рогозин заявил: «В ситуации, когда на Россию пытаются «накинуть лассо санкций», Китай выступил неожиданно как абсолютно твердый партнер».
По мнению президента Владимира Путина, впрочем, ничего неожиданного в этом нет. «Наши отношения развиваются весьма успешно и находятся на беспрецедентно высоком уровне: и уровне доверия, и уровне сотрудничества, - заявил он в ходе недавней прямой линии. - Мы соседи, а в этом смысле в известной степени, естественно, и союзники».
Отметим, в воскресенье New York Times также написала, что США из-за многочисленных разногласий последнего времени с Россией полностью пересматривают свои отношения с Москвой и готовятся вернуться к «политике сдерживания», впервые описанной американским дипломатом Джорджем Кеннаном в 1947 году. Она предполагает попытки сотрудничать с Россией в тех немногочисленных областях, где интересы двух стран совпадают, и игнорирование Москвы в системе международных отношений, предупреждает издание.
Отношения России и Запада обострились после начала политического кризиса на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны.