В феврале продажи новых легковых автомобилей составили 14,3 тыс. единиц, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2013 года, сообщили в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting.
«Все изменилось после 20 февраля, когда гривна начала резко обесцениваться по отношению к доллару и евро. В результате эта неделя обеспечила половину продаж за месяц», – отметил он.
«Коммерсант-Украина» напоминате, что в последнюю декаду месяца – с 20 по 27 февраля – межбанковский курс доллара вырос на 26,6%, до 11,5 гривен, а евро – на 25%, до 15,5 гривен.
Такая девальвация гривны подстегнула клиентов, которые планировали сделать покупку позже, говорит глава правления «Renault Украина» Ян Птачек.
По мнению коммерческого директора «Hyundai Motor Украина» Геннадия Четверухина, в первую очередь рынок вырос за счет распродаж дистрибуторов. Компаниям нужны были оборотные средства для расчетов и растаможивания новых автомобилей, поэтому они продавали остатки, привязываясь к курсу 8-9 грн/доллар, рассказал господин Четверухин.
Всего в январе-феврале в Украине было реализовано 25,3 тыс. машин (+12,6%). Лидерство на рынке второй месяц подряд удерживает марка Geely. Этого удалось достичь благодаря более скромному повышению цен, чем у конкурентов, уверен директор по маркетингу группы АИС Сергей Боровик.
По его словам, стоимость продаваемых компанией автомобилей возросла на 6-10%, в то время как в среднем на рынке они подорожали на 15-20%.В ближайшие месяцы на рынке произойдет спад, уверены эксперты.
Артем Ткаченко говорит, что уже в первой декаде марта активность покупателей снизилась в два раза по сравнению с февралем.
На автопродажи также повлияет то, что цены на машины поднимут все без исключения операторы рынка, считает Ян Птачек. «Февраль частично поглотил клиентов, на которых операторы рынка рассчитывали в марте и апреле», – отмечает Сергей Боровик.
Кроме того, по мнению руководителя отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании «Порше Украина» Сергея Носенко, непонимание того, что произойдет с курсом гривны, затрудняет долгосрочное планирование продаж. «Если ситуация не стабилизируется, мы ожидаем падения продаж в марте не менее чем на 20%», – прогнозирует Геннадий Четверухин.
Тем временем, по информации газеты «Сегодня», в Одессе продукты подорожали на 20-30%, а медикаменты - до 80%.
Одесситы жалуются, что продуктовый ассортимент в магазинах существенно уменьшился, а цены, наоборот, выросли. Экономисты называют эти процессы искусственными.«Крупы сейчас в переизбытке. Не происходило бы в стране то, что происходит, они бы не подпрыгнули. Предприниматели видят, что поднялся спрос, вот и повысили цены», – комментирует экономист Эдуард Каражия.
Разница в ценах на продукты зависит еще и от величины торговой точки: в маркетах крупной сети повышение в среднем составило 1-1,5 грн, в небольших магазинчиках – 2-3 грн.
Такую разницу специалисты объясняют тем, что многим сотрудникам торговых сетей, в том числе и продуктовых, зарплату выплачивают «в конвертах» в долларах, а прибыль получают в гривне.