«РПР-ПАРНАС, в том виде, в каком она была, где собрались одновременно и конструктивные и неконструктивные силы, и те, у кого есть будущее, и маргиналы, и люди, живущие на соответствующие зарубежные гранты и т.д. – такая партия, конечно, была неустойчивым образованием», - подчеркивает генеральный директор Института приоритетных региональных проектов, политолог Николай Миронов. О возможности раскола партии говорили уже достаточно давно, напоминает эксперт.
Напомним, что в субботу стало известно: один из трех сопредседателей РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков и его соратники вышли из партии. Это стало оформлением раскола де-юре. Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, расхождения наметились гораздо раньше по нескольким ключевым вопросам, включая отношение к событиям на Украине и поддержке «Евромайдана» (к которому Рыжков относится гораздо сдержаннее своих коллег-сопредседателей).
Выход Рыжкова и его сторонников из маргинальной компании - вполне логичный шаг, отмечает Миронов. «Есть люди, которые стремятся отстаивать либеральную программу, консолидировать либеральную общественность, идти на выборы, работать в парламенте – и им, конечно, надоело быть вместе с людьми, которые стремительно радикализируются, придерживаются митинговых, протестных форм работы», - поясняет политолог. Эксперт отмечает: то, что раскол между радикалами и умеренными сторонниками Рыжкова был очевиден, видно, в том числе по тому, как прошло размежевание. «Другими сопредседателями применялись, в том числе деструктивные форматы работы, - отмечает Миронов. - Вроде бы Михаил Касьянов и Борис Немцов договорились с Рыжковым, последний начал отзывать документы о регистрации партии «Республиканцы России», сопредседатели вместе выступили перед СМИ, говорили о старте избирательной кампании 2014 года, и вдруг, на политсовет выносятся документы, которые не были заранее согласованы, и все заканчивается конфликтом». Такой радикальный стиль работы Немцова, Касьянова, Ильи Яшина* и др. говорит о том, что в партии РПР-ПАРНАС как политическом образовании априори была заложена неустойчивость, подчеркивает политолог.
Миронов констатирует: партия показала не очень хорошие результаты на последних региональных выборах, она была в полном смысле слова маргинальный, но там, где кандидатам от РПР-ПАРНАС удавалось получить хороший результат, это было во многом связано как раз с деятельностью Рыжкова и его команды. «Там же, где кампанию вели другие лидеры, наблюдались явные провалы», - добавляет политолог. Не прибавляла очков РПР-ПАРНАСУ и заигрывание с Алексеем Навальным, допускавшим в свою очередь, альянс с националистами – что, как подчеркивает Миронов, было и остается абсолютно неприемлемым для Рыжкова.
В настоящее же время, по мнению Миронова, «на либеральном назрела необходимость создания партии-консолидатора, которая могла бы собрать людей вокруг созидательной повестки, созидательной идеологии». «Такая идеология предполагала бы выработку конструктивной, адекватной для современной России либеральной программы, – отмечает политолог. – Это не радикальный неолиберализм, за которым читается стремление определенных сил поставить российские ресурсы под контроль транснациональных компаний и зарубежных групп влияния, а настоящий конструктивный либерализм, основывающийся на политической свободе и поддержке развития малого и среднего бизнеса». Такую партию адекватных либералов и мог бы возглавить Рыжков, полагает эксперт.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом