По мнению депутата, в 2003–2009 годах была проведена реформа муниципальной власти, которая привела к созданию вполне работоспособной системы управления, но проявились и проблемы, рассказал Тимченко в интервью «Известиям».
Представьте себе: в городе-миллионнике один депутат гордумы представляет 50–70 тыс. избирателей
«Я бы разделил их на два блока: институциональный и финансово-экономический, - сказал он. - В рамках первого блока проявились недостатки устройства МСУ на так называемом втором уровне. Дело в том, что в соответствии с ФЗ №131 о муниципальной реформе была создана двухуровневая система МСУ. Первый уровень составили городские и сельские поселения. Они территориально входят в муниципалитет второго уровня - муниципальный район. Также существуют городские округа, исполняющие полномочия одновременно и поселения, и района. В Москве и Санкт-Петербурге особая система - там действуют муниципалитеты в городских районах и микрорайонах, а второго уровня нет».
Тимченко отметил, что отсутствие в крупных городах первого уровня муниципалитетов зачастую приводило к потере связи между населением и городской властью.
«Представьте себе: в городе-миллионнике один депутат гордумы представляет 50–70 тыс. избирателей. Это как в целом субъекте Федерации или в небольшом европейском государстве!» - отметил он.
Самостоятельная и слабо контролируемая городским сообществом муниципальная власть нередко оказывалась малоэффективной, а ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами.
«Что касается сельских территорий, то здесь возникла другая проблема - дефицит самостоятельности сельских и городских поселений. В действующей межбюджетной системе, когда львиная доля финансов поступает в муниципалитеты этого уровня сверху, через трансферты, получилось, что самоуправление совершенно несамостоятельно», -рассказал он.
Тимченко добавил, что проблема состоит еще и в том, что не все исполняемые органами МСУ полномочия полностью профинансированы и что у МСУ в настоящее время нет стимулов для участия в развитии своих территорий.
«Все, что зарабатывают муниципалитеты, через межбюджетную систему уходит наверх, а потом частично возвращается в виде трансфертов. Конечно, делается это для финансирования прежде всего социальных обязательств государства, а они у нас весьма велики. Но, тем не менее, нельзя оставлять территории без какой-либо мотивации к успеху», - считает парламентарий.Он добавил, что уже давно предлагается передать муниципалам дополнительные отчисления, например, от различных налогов на бизнес.
Тимченко отметил, что президент России «призвал к диалогу» по этому вопросу и задал для него вектор - местную власть нужно максимально приблизить к жителям территорий. И теперь политики и эксперты работают над реализацией этого тезиса.
Создана рабочая группа, куда вошли представители Всероссийского совета местного самоуправления, Конгресса муниципальных образований, муниципалы из регионов, депутаты Госдумы. И они запросили мнение территорий.
«Пускай люди сами скажут, какая система для них наиболее приемлема. Пришло много откликов. Мы обобщили все поступившие предложения и в настоящее время нужно готовить уже конкретный проект изменений в 131-й Федеральный закон», - сказал он.
А, говоря об ожиданиях от изменений, которые будут внесены в закон, Вячеслав Тимченко отметил: «Должна уйти искусственная конфликтность между уровнями власти, реальную роль в принятии решений должны играть местные жители, а не «группы влияния». Местная власть, до которой «можно дотянуться рукой», - это новая политическая реальность и новое, полноценное самоуправление в городах и районах».Напомним, в начале декабря Народный фронт предложил подумать об изменении закона о местном самоуправлении. К этому призвала сопредседатель Центрального штаба фронта Ольга Тимофеева на встрече с лидером движения, президентом РФ Владимиром Путиным.