«Речь идет о введении системы квалификационных требований для партий, которые намерены принять участие в выборах депутатов Госдумы, - поясняет гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. - Сам по себе институт квалификационных требований к партиям соответствует мировой практике, применяется в очень многих странах».
Речь идет о введении системы квалификационных требований для партий, которые намерены принять участие в выборах депутатов Госдумы
Напомним, на прошлой неделе профильный комитет Госдумы одобрил поправки, которые подразумевают, что для регистрации кандидатов необходима поддержка их выдвижения избирателями. Список кандидатов считается поддержанным, если собрано не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект должно приходиться не более 7 тыс. подписей.
В соответствии с поправкой отныне не потребуется сбора подписей для партий, уже представленных в Госдуме или по результатам последних выборов получивших не менее 3% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Принятие этих требований в России позволит как либерализовать партийную систему (открыв дорогу в парламент для малых и вновь образованных партий), так и отсеять заведомых маргиналов, поясняет Миронов.
«Партии, зарегистрированные в России условно можно разделить на три большие группы», - отмечает Миронов. Первая группа – 4 парламентские партии, которые уже выиграли выборы на федеральном уровне, и участвуют в региональных и местных выборах. Вторая группа, на его взгляд, это уже давно существующие малые партии: «Патриоты России», «Яблоко», «Правое дело», которые и ранее иногда довольно успешно участвовали в выборах на региональном и местном уровнях. «Итого, семь партий было зарегистрировано по ранее действовавшему законодательству, и принимали участие в выборах», - констатирует Миронов.
Как считает политолог, ним добавляется третья группа: недавно зарегистрированные партии «Гражданская платформа», «Коммунисты России», «Пенсионеры за справедливость», восстановленная партия «Родина», которые активно участвуют в выборах и уже получили мандаты в ряде региональных и городских парламентов».
Вышеупомянутые партии, возникнув недавно, «с места в карьер» смогли найти подход к избирателю, и заслуженно получили депутатские мандаты, отмечает Миронов. Исходя из активности новичков, можно отметить, что теперь в избирательных кампаниях могут спокойно участвовать не 7, как ранее, а 11-12 партий, подчеркивает эксперт.
«Есть и новые партии, которых очень много (сейчас, напомню, зарегистрировано не менее 75 партий), большинство из которых пока никак себя не зарекомендовали, и часть из которых вообще не проявляет активности, - отмечает Миронов. – Есть партии, которые пытаются «выехать» на уже известном бренде, есть зарегистрированные, но фиктивные структуры, которые выполняют чисто технические задаче в избирательном процессе (то есть являются порождением других политических сил), но есть и те, кто пытается активно завоевать доверие избирателей».
Политолог напоминает: у вновь появившихся партий есть время в ближайшие годы, чтобы получить депутатские мандаты на местах (ведь речь идет об одном регионе, а не о всей стране). «Это исполнимая задача, если проводить реальную работу с избирателями, и влиять на реальную повестку в отдельном регионе или муниципалитете – для этого достаточно активно включиться в эту работу, разобраться с местными проблемами, и возглавить какую-нибудь идеологическую кампанию или остро-актуальное направление в регионе», - отмечает Миронов.
Когда речь идет о квалификационных требованиях, это не означает, что партии, которые им не соответствуют, никуда не попадут, подчеркивает политолог.
«Им нужно будет собрать подписи – сам по себе этот институт не является блокирующим, - поясняет Миронов. – Он просто требует, чтобы партия подтвердила свою жизнеспособность». Кроме того, отмечает эксперт, новые требования не позволят «заведомо непопулярным, «провокационным» партиям принять участие в избирательном процессе – в который они включаются лишь ради того, чтобы, получив 0,0001 процент, заявить о «подтасовке выборов и украденных голосах».
В зарубежных странах с развитыми партийными системами используются практически однотипные квалификационные требования, на которые ориентировались и российские законодатели, подчеркивает Миронов.
«Это, в частности, нормы о сборе подписей для партий, которые ранее не участвовали в выборах в национальный парламент, и об освобождении от этого сбора - для партий, уже имеющих представительство в парламенте страны или в местных законодательных органах», - поясняет политолог. Приняты и требования к количеству членов, к активности партии – в частности в ее участии в избирательных кампаниях на муниципальном уровне, по количеству местных отделений, и даже по числу местных отделений в городских районах, уточняет Миронов.
«Задача – простимулировать деятельность партий, которые активно участвуют в электоральном процессе, а значит, активно работают с избирателями, и обладают реальным доверием граждан», - поясняет эксперт.