«В связи с нынешней напряженной политической обстановкой, BASF и Газпром решили не завершать сделку по обмену активами к концу года. В политически сложно предсказуемой среде мы продолжаем вести наши совместные предприятия в Европе и России. Вместе эти две компании продолжают вносить значительный вклад в энергоснабжение Европы», - отметили в пресс-службе немецкой компании, передает РИА «Новости».
Отказ от сделки между BASF и Газпромом может стать важным поворотным моментом в стратегии энергетических отношений России и ЕС
По слова представителя Wintershall, факты показывают, что Европа и Россия и в будущем нуждаются друг в друге. «Европа по-прежнему в обозримой перспективе остаётся самым большим и самым важным рынком для российского газа. В течение многих десятилетий Россия является крупнейшим поставщиком природного газа в Европе», - добавил представитель компании.
Ранее в четверг немецкий концерн BASF сообщил, что планировавшаяся до конца года сделка по обмену активами с российским Газпромом не будет завершена.
Ранее предполагалось, что сделка между Газпромом и Wintershall (нефтегазовая дочка немецкого концерна BASF) по обмену активами должна была завершиться до конца года. Газпром должен был получить 100% в газовых компаниях Wingas, WIEH и WIEE, а также доли в подземных хранилищах ЕС и 50% в Wintershall Nordsee на шельфе Северного моря. Wintershall должно было достаться 25,01% в разработке двух участков ачимовских залежей Уренгойского месторождения, запасы которого оцениваются в 274 млрд кубометров.
Глава Газпрома Алексей Миллер ровно месяц назад, 18 ноября, обсуждал с председателем совета исполнительных директоров BASF Куртом Боком ход сделки по обмену активами между Газпромом и Wintershall Holding в Людвигсхафене. Тогда было отмечено, что укрепление позиций компаний по всей производственной цепочке позволит повысить надежность газоснабжения конечных потребителей. Стороны давали высокую оценку партнерству компаний по разработке Уренгойского и Южно-Русского месторождений, а также совместному развитию и эксплуатации мощностей по подземному хранению газа в Европе. Кроме того, участники встречи обсуждали сотрудничество в рамках совместных инфраструктурных проектов.
В этот же день, 18 декабря, Глава МИД России Сергей Лавров провел переговоры в Москве со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером. На встрече обсуждали ситуации на Украине и вокруг нее, перспективы урегулирования при международном содействии и принятии дополнительных мер с целью скорейшего прекращения кровопролития и обеспечения жизненно важных потребностей юго-восточных регионов этой страны, особенно с учетом приближающегося зимнего периода, сообщали РИА «Новости». После встречи с Лавровым Штайнмайер отправился в Киев. А уже 6 декабря Миллер дал интервью ведущему программы «Вести в субботу», в котором признался, что Газпром меняет свою политику относительно Европы. «Наша стратегия меняется. В принципе, решение об остановке «Южного потока» - это начало конца нашей модели работы на рынке, когда мы ориентировались на поставки конечному потребителю. Но, вы знаете, насильно мил не будешь. Если покупатель не хочет, чтобы ему товар доставлялся на дом, ну, тогда, по-видимому, надо одеться и идти в магазины, а зимой одеться еще и потеплее. Ну, можно взять с собой пакет, конечно, можно и третий энергетический: самое главное, чтобы он не оказался пустым. В нашем случае магазин, конечно же, - это пункт сдачи газа, это торговая площадка», - сказал Миллер.
Он также добавил, что отныне торговая площадка для европейского рынка и новый пункт сдачи российского газа - это граница Турции с Грецией. Глава Газпрома напомнил, что договоренность о новом маршруте поставки российского газа по дну Черного моря в Турцию с прицелом на европейский рынок взамен старого маршрута «Южного потока» до Болгарии – это решение двух президентов: России и Турции.
Стратегия развития отношений между BASF и Газпромом развивалась на протяжении многих лет. Благодаря долгой работе BASF стал одним из крупнейших партнеров Газпрома в Европе. Работа велась в рамках предложенной Владимиром Путиным стратегии «новой волны индустриализации» для европейского континента, озвученной еще в 2010 году. Путин предлагал Евросоюзу полномасштабную экономическую интеграцию с единым энергокомплексом, а также промышленными альянсами в авто-, авиа- и судостроении, логистике, космосе, атомной энергетике и фармацевтике. Президент России (в то время - премьер) говорил не просто о торговле энергоресурсами, но и об обмене активами, совместной работе на всех этапах технологической цепочки - от разведки и добычи энергоресурсов до их поставки конечному потребителю. Это сотрудничество должно было выстроиться благодаря «стратегическим альянсам», одним из которых мог стать альянс Газпрома и BASF. Отказ от сделки между BASF и Газпромом может стать важным поворотным моментом в стратегии энергетических отношений России и ЕС.