«Счастье для нашей страны, что за последние годы в России состоялось много мегапроектов: была такая конъюнктура и возможность бюджета для них. Наверное, надо немного себя остановить, посмотреть, что для экономики это стоит, и тогда пусть общество образует запрос на эти проекты», - сказал первый зампред правительства, передает ИТАР-ТАСС.
В конечном итоге, основываясь только на правительственной инициативе, без запроса общества на мегапроекты, мы столкнемся с тем, что это навязывает правительство
В целом, убежден Шувалов, России нужны мегапроекты, а то, что каждый такой проект связан с удорожанием или коррупцией - такая практика складывается во всем мире.
«Конечно, есть вопросы удорожания и всяких жульнических схем, но за это пусть отвечают правоохранительные органы. Нас не должно это останавливать от вопросов развития», - сказал первый вице-премьер. Благодаря тому, что сейчас в обществе много обсуждений о целесообразности строительства в связи с коррупцией, «может быть стоит скорости создания мегапроектов притормозить, чтобы общество осознало ценность этих мегапроектов и ощутило, насколько и когда надо тратить, и если государство тратит на них средства, то делает это абсолютно эффективно», предложил Шувалов.
«В конечном итоге, основываясь только на правительственной инициативе, без запроса общества на мегапроекты, мы столкнемся с тем, что это навязывает правительство, а общество этого не хочет», - сказал он.
В свою очередь глава Олимпийского комитета России Александр Жуков отметил, что при оценке мегапроектов нельзя считать только экономический эффект.
«Почему этот мегапроект (Олимпиады в Сочи), на мой взгляд, успешен? Потому что он четко привязан по времени и целям - его нельзя не выполнить вот в таком комплексном масштабе. Касаясь в целом мегапроектов, я бы хотел сказать, что нельзя считать только экономический эффект. Это совершенно неправильно», - сказал Жуков.
По его словам, при строительстве Транссиба и БАМа никто не мог тогда предположить, что по этим каналам будет экспортироваться 15 млн тонн нефти в год в Китай.
«Проект в Сочи - это не проект проведения Олимпиады. Я бы так сказал, Олимпиада здесь послужила поводом для очень серьезного проекта, по сути строительства нового города, города нового качества с абсолютно новой транспортной инфраструктурой, новой коммунальной инфраструктурой, социальной инфраструктурой. Сочи всегда был городом федерального значения, построенный в основном в сталинские времена, инфраструктура латалась <...> За эти 7 лет город полностью изменился», - подчеркнул Жуков.
Он отметил, что затраты на саму Олимпиаду составляют примерно только пятую часть всех затрат и вложений в город. По его словам, транспортные проекты в России имеют не только экономический, но политический и социальный характер. «Поэтому Сочи имеет огромное наследие не только как экономический проект», - отметил глава Олимпийского комитета.
«Но я за мегапроекты, причем желательно, чтобы это были мегапроекты с четким сроком, когда они должны быть закончены. Иначе мы будем размазывать деньги, тратить их на регионально-инвестиционные проекты, замораживать вложения без ощутимого результата», - заключил он.
Напомним, в этом году закончилась реализация мегапроекта казанской Универсиады, на проведений которой, по словам главы Минспорта Виталия Мутко, было потрачено 47 млрд рублей.
В 2014 году в Сочи пройдут зимние Олимпийские игры - стоимость проекта оценивается в 1,4 трлн рублей. На 2015 год запланирован старт «королевский гонок» в классе «Формула 1» в Сочи - стоимость строительства трассы выросла с запланированных 6,4 млрд рублей до 11 млрд рублей. В 2016 году в Москве пройдет чемпионат мира по хоккею, в 2018 году в России состоится чемпионат мира по футболу.
Кроме того, правительство объявило о выделении 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на реализацию трех инфраструктурных мегапроектов: модернизацию Транссибирской железнодорожной магистрали и Восточного полигона, строительство высокоскоростной ж/д магистрали «Москва-Казань» и строительство центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).