Объем вложений в проект подтвержден на уровне называвшихся 930 млрд рублей, из которых 70% поступят от государства (40% бюджет, 30% — ФНБ). Частные партнеры ОАО РЖД должны вложить 55,9 млрд рублей в уставной капитал ОАО «Скоростные магистрали», которое займется реализацией проекта, причем 9,4 млрд рублей - уже в 2014 году. Еще 223,4 млрд рублей монополия рассчитывает привлечь в виде займов, пишет «Коммерсант».
#{smallinfographicleft=578784}Уже в первый год работы магистрали ею должны воспользоваться 7,46 млн человек. Причем из них только 1,59 млн поедут из Москвы до Казани. Значительная часть пассажиров доедет только до Нижнего Новгорода (2,28 млн), Владимира (1,78 млн) и Чебоксар (845 тыс.). Остальной пассажиропоток обеспечат поездки между региональными городами.
До Владимира из Москвы можно будет доехать в среднем за 1 тыс. 70 рублей, до Нижнего Новгорода - за 2 тыс. 216 рублей, до Казани - за 3 тыс. 778 рублей.
Председатель некоммерческой организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков отмечает, что стоимость билетов на ВСМ будет вполне привлекательной, «но вопрос не только в ценах». Важно, чтобы точки прибытия поездов в города были удобны для пассажиров, подчеркивает эксперт. Сейчас, уточняет он, рассматривается возможность высаживать пассажиров в Нижнем Новгороде почти в 20 км от города.
Привлекательные цены на билеты потребуют существенной господдержки проекта в течение многих лет. Выручка оператора ВСМ в 2019 году ожидается на уровне 19,3 млрд рублей при операционных расходах 14,3 млрд рублей. Основной доход принесут пассажиры, на долю 200 тыс. ДФЭ перевозок контейнеров придется лишь 1,6 млрд руб. Но, чтобы обеспечить возвратность вложенных в проект средств, в 2019 году от него нужно получить 95,8 млрд руб. доходов. Разницу в 76 млрд руб. предлагается компенсировать за счет субсидий от государства. В 2025 году субсидии должны превысить 55 млрд руб. в год, в 2030 году - 38 млрд рублей. Они потребуются вплоть до 2053 года, хотя к тому времени уменьшатся до 3,6 млрд рублей. Общая цифра необходимых госдотаций в расчетах ОАО РЖД не приводится, но из имеющихся цифр ясно, что это в несколько раз больше, чем называвшиеся до сих пор 179 млрд рублей.
Более того, дополнительные субсидии потребуются и на этапе строительства, чтобы обеспечить доходность для частных инвесторов и ФНБ. Так, в 2015 году это 9,4 млрд рублей, а за все пять лет — более 100 млрд рублей. В «Скоростных магистралях», впрочем, уточняют, что планируется пятилетний grace period, то есть доходность начнет обеспечиваться только с этапа эксплуатации. За счет чего и в какой срок государство возместит дотации, которые, по самой приблизительной экстраполяции данных ОАО РЖД, могут составить около 1 трлн руб., в материалах монополии не говорится.
При этом под вопросом остается одна из важных потенциальных задач ВСМ Москва-Казань - по перевозке болельщиков и участников чемпионата мира по футболу 2018 года. Расчеты по операционным расходам и выручке оператора магистрали в материалах приводятся только с 2019 года. Таким образом, подтверждаются слова министра транспорта Максима Соколова, который на Петербургском экономическом форуме говорил, что проект «реалистично реализовать, скажем, к 2019 году».
В ОАО «Скоростные магистрали» заверили, что ВСМ планируется построить к чемпионату мира по футболу. Но пока в расчетах монополии на 2018 год приходится 196,4 млрд рублей. вложений в строительство и никаких доходов от продажи билетов. Источник, близкий к ОАО РЖД, добавил, что «сейчас точно по срокам никто не скажет, многое зависит от скорости решений по финансированию, проектированию, подбору подрядчиков». Действовать нужно быстро, пояснил источник, но нельзя «устраивать «пожар», иначе можно допустить серьезные ошибки».