По его мнению, Газпрому требуется неограниченный доступ к газопроводу Opal, соединяющему конечную точку «Северного потока» на балтийском побережье Германии с Чехией. Однако третий энергетический пакет запрещает крупным газовым компаниям контролировать газотранспортные системы.
#{smallinfographicleft=308082}«В результате «Северный поток» заполнен лишь наполовину, а зимой нам пришлось использовать газ из хранилищ, чтобы он поступил к нашим покупателям», – пожаловался Медведев, передает Reuters.
Однако то, что никто, кроме Газпрома, не пользуется газопроводом Opal, говорит о том, что неполная загрузка «Северного потока» может быть вызвана другими причинами: избытком предложения на газовом рынке, конкуренцией со стороны других стран-поставщиков и стремлением покупателей снизить закупочные цены.
Медведев признал, что рост использования возобновляемых источников энергии и популярности газораспределительных центров, торгующих по ценам спотового рынка, снизили значение «Северного потока». «Но наша продукция все еще пользуется спросом», – сказал он.
Во вторник Медведев пообещал европейским покупателям продолжить снижать цены, но скидка не превысит 7–10% в 2013 году.
Ранее глава Минэнерго России Александр Новак сказал, Россия планирует в июне текущего года найти решение, которое позволит вывести газопровод Opal из-под действия третьего энергопакета Евросоюза. По его словам, Москва направила Еврокомиссии новые предложения по этому вопросу, и 10 июня состоится заседание рабочей группы, на котором ожидается приятие решения и направление соответствующих рекомендаций европейскому и немецкому регуляторам.
Между тем в апреле пресс-секретарь Еврокомиссии Марлене Хольцнер заявила, что газопровод Opal не может быть исключен из-под действия третьего энергопакета Евросоюза, однако диалог по предоставлению дополнительных послаблений ведется.
Третий энергетический пакет, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа в ЕС. Он предусматривает ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями со стороны.