«По сути дела, эти акции вызывают у россиян уже некую отстраненную скуку», – пояснил эксперт, комментируя результаты последнего опроса ВЦИОМа о прошедшей 6 мая акции оппозиции.
Черняховский, в частности, обратил внимание на то, что опрошенные совершенно не знают нынешних лозунгов оппозиции, которая, по его мнению, стала для них неким «образом из прошлого, чем-то виртуальным». «Даже тот, кто говорит, что сам бы на такой митинг не пошел, но в целом его поддерживает, он не симпатизирует организаторам, а просто выказывает недовольство теми или иными сторонами жизни. В стране есть миллион проблем, из-за которых люди могут выйти на улицу. Но самое интересное, что все полтора года оппозиция, занимающаяся этим развлечением, говорит о чем угодно, но только не об этих проблемах», – считает он.
Это, по мнению эксперта, наталкивает на мысль о том, что оппозиция фактически имитирует протест, играя на самом деле спектакль, отвлекающий всех от решения действительно насущных проблем. «Оппозиционное движение виртуализируется, и оно достаточно далеко от настроений общества», – заключил Черняховский.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, согласно опубликованному в среду опросу ВЦИОМа, последняя акция оппозиции вызвала меньший резонанс, чем прошлогодний «марш миллионов». Так, о митинге 6 мая этого года слышали 44%, а об акции, прошедшей в этот же день год назад, было известно 52%. Среди наиболее информированных о нынешней акции – москвичи и петербуржцы (53%).
Уровень поддержки оппозиционных митингов существенно не меняется: год назад лояльно к ним относились 25%, сегодня – 27%, при этом лично поддержать акции готовы не более 7% опрошенных. Треть опрошенных воспринимают акции оппозиции безразлично (35%), почти столько же воспринимают их негативно (32%).
Лозунги последней акции большинству тех, кто информирован о ней, не запомнились (72%): 68% затрудняются их назвать, а 4% не запомнили ни одного призыва.
Остальные упоминают призывы смены власти (6%), лозунги «Долой Путина!» (5%, год назад – 18%) и «За честные выборы*!» (4%). Кроме того, по 3% отметили лозунги «свобода политзаключенным», «повысить зарплаты, пенсии», 2% – «свобода, равенство, демократия», 1% – «честная власть без коррупции».
Ключевой причиной митингов оппозиции россияне по-прежнему считают недовольство людей властью (21%), однако на это указывают реже, чем прежде (год назад – 29%), подчеркивает ВЦИОМ.
Менее актуальными в глазах респондентов стали и такие факторы, как недовольство уровнем жизни (с 14 до 10%), итогами выборов (с 11 до 4%), политикой Путина (с 6 до 2%). Портрет участников оппозиционных митингов практически не меняется: россияне по-прежнему склонны считать, что это те, кто хочет выразить свое мнение о политике властей (50%). Немало и тех, кто уверен, что это люди, которые получают деньги за участие в митингах (29%) или имеют много свободного времени (23%). 11% полагают, что их заставляют участвовать в акциях, а 6% называют их психически неустойчивыми людьми.
Опрос ВЦИОМ проводился 18–19 мая 2013 года среди 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента