«Сегодня в школах применяется программа, утвержденная в 2004 году, и пока не планируется никаких изменений в ней. Мы понимаем, что если такие изменения будут предлагаться, они должны будут пройти широкое общественное и профессиональное обсуждение. И мы такие обсуждения обязательно организуем. Но пока никаких конкретных предложений об изменении школьных программы по литературе мы не выдвигаем», - сказал Ливанов в интервью телеканалу «Россия».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее стало известно, что Министерство образования и Российская академия образования подготовили стандарт по литературе, в котором сокращаются часы преподавания данного предмета (в 10–11-х классах с 210 до 140), а русский язык и литература сливаются в один предмет, который так и называется «Русский язык и литература». При этом обязательным является ЕГЭ только по языку.
В перечне базовых авторов стандарта больше нет Александра Куприна, Николая Лескова и Алексея Толстого. Из шолоховского «Тихого Дона» оставили лишь «избранные главы» (не объясняется какие).
Из программы также исчезают «Медный всадник» Александра Пушкина, «Петербургские повести» Николая Гоголя, чеховские рассказы «Студент», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», а также «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Все эти тексты стали достоянием углубленного изучения литературы.
Послевоенная советская литература в свою очередь теряет прозу Георгия Владимова, Виктора Астафьева и Сергея Довлатова, драматургию Александра Вампилова, а также поэзию Беллы Ахмадуллиной, Николая Рубцова, Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы.
Между тем в школьную программу в качестве обязательных вводятся романы «Generation П» Виктора Пелевина и «Казус Кукоцкого» Людмилы Улицкой. Также школьники познакомятся с творчеством фантаста Сергея Лукьяненко, поэта Асара Эппеля (чье включение в список вообще никем и никак не объяснено), прозаиков Владимира Маканина, Юрия Домбровского, Анатолия Рыбакова, Фазиля Искандера (все они перенесены из программы углубленного изучения) и Юрия Рытхэу.
Президент России Владимир Путин, который неожиданно приехал на Съезд родителей России, проходящий в Москве, призвал прислушаться к критике школьной программы по литературе.
Вопрос о том, кого из классиков и современников стоит проходить в школе, дошел и до парламента. Сергей Миронов на заседании Государственной думы раскритиковал первый вариант Федеральных государственных образовательных стандартов, который делает обязательным изучение текстов Пелевина и Улицкой.
В свою очередь Александр Абрамов, публицист, советник генерального директора издательства «Просвещение», в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что ультралиберальная идея Министерства образования о том, что «школы должны быть настолько свободны, что могут создавать программы, в России на практике нерешаема». С порочностью этой идеи Абрамов связал и многочисленные странности, которые сопровождают ФГОСы со дня их принятия.