«Там излагается версия, которую с самого начала сами участники массовых беспорядков излагали: что сама полиция все это спровоцировала, что она вывесила сначала не ту карту движения и на деле создала невыносимые жестокие условия. То есть смысл заявления в том, что никто не хотел никаких массовых беспорядков организовывать, что отдельные люди были спровоцированы полицией на то, чтобы на нее нападать», – заявил член СПЧ, заведующий кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков.
По мнению члена СПЧ, для подобного рода заявлений необходимо воспроизвести всю «фактическую картину». «Нужно опрашивать всех участников этих событий, всех свидетелей и так далее. Только следственные органы могут выявить полную картину случившегося», – заключил Поляков.
Комиссия по гражданским свободам и гражданской активности Президентского совета по правам человека, которая изучает обоснованность привлечения к уголовной ответственности обвиняемых в массовых беспорядках 6 мая на Болотной площади, еще не пришла к окончательным выводам. Об этом ИТАР-ТАСС заявил руководитель комиссии, телеведущий Николай Сванидзе. Так он прокомментировал опубликованное в пятницу на сайте СПЧ заявление членов совета в связи с голодовкой одного из обвиняемых по этому делу – Сергея Кривова.
«Опубликованное заявление – не решение совета, это мнение части его членов. И это не заключение нашей комиссии. Мы пока к окончательным выводам не пришли», – сказал он. «Заключению комиссии должно предшествовать проведение объективной юридической экспертизы, а она еще не закончена», – пояснил Сванидзе.
В заявлении членов СПЧ говорится, что «в результате действий полиции закономерно возникла давка: массовое скопление десятков тысяч людей возле узкого прохода к Болотной набережной и попытки людей попасть на площадь не могли не привести к выходу основной массы демонстрантов за рамки полицейских ограждений и даже к стычкам отдельных участников с силами правопорядка».
«Ни до, ни после 6 мая полиция не создавала для демонстрантов подобных невыносимо провокационных условий», – отмечают члены совета. По их мнению, «отсутствуют основания для квалификации данных событий как «массовых беспорядков», а «должной правовой оценки требуют действия тех сотрудников правоохранительных органов, которые реально причинили вред законопослушным участникам мероприятия, их здоровью, имуществу, чести и достоинству». Они также «призывают судебные органы проявить гуманность и справедливость, чтобы изменить меру пресечения Сергею Кривову, как и другим участникам так называемого дела 6 мая, на не связанную с содержанием под стражей».
51-летний Сергей Кривов был задержан 18 октября прошлого года. По данным следствия, во время событий на Болотной он во время попытки прорыва оцепления вырвал у сотрудника полиции резиновую палку и нанес ею удар сотруднику полиции. Ему было предъявлено обвинение по ст. 212 и ст. 318 УК РФ (участие в массовых беспорядках и применение насилия к представителю власти). В конце декабря расследование в отношении него и еще 11 фигурантов дела было завершено, они начали знакомиться с материалами дела. С середины декабря по 25 января Кривов проводил голодовку в знак протеста против продления срока его ареста.
6 мая 2012 года разрешенная властями оппозиционная акция переросла в столкновения с полицией и массовые беспорядки. Демонстранты попытались прорвать полицейское оцепление. Некоторые кидали бутылки, файеры, при попытке задержания оказывали сопротивление, пытаясь, в том числе, срывать с полицейских защитные шлемы. В тот день за противоправные действия были задержаны более 400 человек, пострадали около 30 полицейских, еще несколько десятков человек были ранены.
Замоскворецкий суд Москвы приговорил к 4,5 годам лишения свободы Максима Лузянина – первого обвиняемого по этому делу.