Профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев затруднился с ответом, вынесли ли урок из своего наказания участницы группы Pussy Riot Мария Алехина и Надежда Толоконникова.
«Девушки одержимы – одержимы бесом, если говорить церковным языком. А если говорить языком психологии, они находятся в состоянии отчаяния. Они давно потеряли любую привязку к нормальной жизни, нравственности, к тому, что обычный человек считает добром, счастьем», – считает Матвейчев.
Накануне Алехина сразу после освобождения по амнистии поехала из Нижнего Новгорода не к своему пятилетнему сыну в Москву, а в Красноярск, чтобы встретить там Толоконникову, которая тоже вышла по амнистии. Алехина заявила также, что гордится акцией в храме Христа Спасителя – «и если бы была возможность вернуть то время, то мы бы повторили все, только постарались бы допеть песню». Напомним, на суде участницы группы признавали, что совершили в храме ошибку и не хотели задеть чьи-то религиозные чувства.
Матвейчев считает, что Алехина неслучайно решила встретить Толоконникову, а не поехала к своим детям. Он отметил, что когда девушки находились в тюрьме, то «информационные поводы шли постоянно». «То адвокаты подавали какие-то прошения, то велись разговоры о том, будет амнистия или не будет. Все время вокруг них возникали какие-то информационные поводы, пиар-акции. А когда они на свободе, им придется самим производить информационные поводы», – уверен эксперт.
По словам Матвейчева, слова Алехиной после освобождения – симптом тяжелого душевного и духовного заболевания. «Они находятся в определенном цугцванге, когда любой ход не приводит ни к чему хорошему», – считает Матвейчев.
Как рассказал муж Надежды Толоконниковой* Петр Верзилов*, Алехина и Толоконникова пробудут в Красноярске еще день-два. «Они будут обсуждать разные планы на будущее, в том числе и озвученные в понедельник планы по созданию движения по защите прав заключенных. Из Красноярска Толоконникова и Алехина улетят вместе в Москву», – сказал Верзилов, которого цитирует газета ВЗГЛЯД.
Матвейчев видит несколько вариантов развития событий вокруг участниц Pussy Riot. Прежде всего они могут повышать градус своей провокационности, «если совершат нечто подобное (что было в храме Христа Спасителя), но провокацию большего масштаба».
«Это будет означать, что тогда они снова сядут и никто их не помилует. Когда человеку дают шанс один раз, а он не понимает, то дальше все закончится очень плохо. Второй вариант – если они начнут действовать осторожно. В тюрьму не хочется, а провокации совершать для привлечения внимания нужно. Если этого не будет, то их просто забудут через какое-то время. И третий вариант – это покаяние, что тоже создаст для них мощный информационный повод. Естественно, они хотят создать такой повод. Естественно, он должен быть парадоксальным и совершенно из другой области, нежели все привыкли. Пока, как я понимаю, Pussy Riot к покаянию не готовы, и все будет развиваться по негативному сценарию», – предполагает эксперт.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом