На сегодняшний день родственный предмет «Экономика» предусмотрен в 10–11-м классах по приказу Минобрнауки от 17 мая 2012 года об утверждении федерального государственного стандарта среднего образования, который перед отставкой подписал экс-министр Фурсенко. При этом может быть базовый или углубленный уровень изучения предмета, пишут «Известия».
Новые предложения Минобрнауки могут оставить в будущем детей не только без курса экономики, но и без некоторых традиционных предметов. При этом, в отличие от абстрактного курса «Экономики», «Основы бизнеса» будут призваны решать вопросы «ближе к телу» будущих выпускников школ, такие как кредитование или бизнес-планирование.
Автор внесенного в Государственную думу законопроекта по передаче парламенту полномочий по составлению образовательного стандарта для средних школ, заместитель председатель комитета по образованию Виктор Шудегов считает, что появление предмета «Основы бизнеса» поможет школьникам лучше ориентироваться в реальном мире.
«Основы бизнеса как отдельный предмет нужно обязательно включить в школьную программу. Еще можно наполнить экономической тематикой предметы по смежным дисциплинам, дополнив их информацией, положенной школьникам к изучению по данной теме», – сообщил Шудегов.
Он подчеркнул, что «задачи в бассейне» (имеется в виду математическая задача) не понадобятся в жизни 99,9% учащихся, а вот навыки правильного оформления ипотечного кредита, обращения с банковскими картами, необходимых документов на получение ссуды понадобятся всем и в первую очередь». «Этот предмет может также заключать в себе задачи, напоминающие по форме «задачи в бассейне», но они могут быть поданы уже гораздо более жизненно и современно. То есть мы будем уже считать не количество пловцов в бассейне, а то, при какой стоимости абонемента бассейн будет работать рентабельно», – отметил он.
По словам Шудегова, элементом бизнес-системы в итоге становится каждый школьник и введение этого предмета будет актуально для каждого из них. «Все наши предметы надо пересмотреть и сделать более современными. Их надо привязывать к экономической ситуации и пропускать через экономическую кальку. В физике, например, можно использовать понятие солнечной энергии с разъяснением не только ее сути, но и пояснением, что это источник электричества, объясняя, что где-то ее хватает и там страна позволяет себе сократить расходы на то-то и то-то, а где-то – нет», – отметил Шудегов.
Заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Сергей Смирнов считает, что в случае введения бизнес-преподавания в школах нельзя вводить отдельный курс, а следует объединить его с предметом «Экономика».
«Вопросы ипотечного или иного кредитования, бизнес-планирования, может быть, и не помешают в школе, но делать это отдельным предметом нельзя. Есть опыт преподавания основ экономических знаний, и все бизнес-темы можно было бы включить в этот курс. При этом все это должен преподавать один человек», – считает Смирнов.
Он также отметил, что считает неправильным желание «депутатов заниматься формированием образовательного стандарта для школ». «Да, в Госдуме есть профильный комитет по образованию, но все же этими вопросами должны заниматься специалисты из Минобрнауки», – отметил Смирнов.
Представители школьного педагогического цеха в свою очередь негативно отнеслись к идее введения предмета «Основы бизнеса».
«Никаких дополнительных предметов вводить в школах не нужно. Главная задача школьника – это овладение основами наук. Химия, физика, математика – все это нужно им для естественного кругозора, понимания того, как устроен мир», – сказала заслуженный педагог России Майя Пильдес.