После беспорядков в Бирюлево сложилась стереотипная точка зрения, что потенциальными горячими точками новых межэтнических конфликтов могут стать другие московские окраины, ставшие центрами скопления мигрантов. Поэтому «Коммерсант» обратился к ФМС с просьбой предоставить данные о том, сколько в Москве мигрантов и в каких районах они проживают.
Статистика, как оказалось, противоречит популярному мнению о засилье приезжих. Несмотря на то, что предоставленные ФМС данные касаются только официально зарегистрированных мигрантов, они, тем не менее, весьма показательны. К примеру, в Бирюлево Западном на миграционном учете стоит всего 11 тысяч 186 человек при населении 144 тысячи 246 человек. В соседнем Бирюлево Восточном, где нет явных центров притяжения мигрантов вроде овощебазы, приезжих зарегистрировано еще меньше – 2 тысячи 121 человек при населении в 89 тысяч 693 человека.
Некритичная миграционная обстановка, согласно официальной статистике, и в других районах на окраинах Москвы. В Люблино, где каждый год проходит «Русский марш», зарегистрировано 23 тысячи 209 мигрантов (население – 152 тысячи человек). В Марьино легализовавшихся гастарбайтеров еще меньше – 2 тысячи 442 человека (население – 223 тысячи человек; самый густонаселенный район Москвы). Немногим больше легализовавшихся иностранцев и в районе Очаково-Матвеевский, где находится рынок Матвеевский, ставший известным после драки торговцев из Дагестана с полицейскими и последовавших за этим масштабных полицейских проверок мигрантов: там зарегистрировано всего 4 тысячи 411 приезжих (население – 114 тысяч 554 человека).
Абсолютным лидером по числу зарегистрированных гастарбайтеров оказался находящийся в самом центре столицы Тверской район – 191 тысяча 398 человек. Приезжих здесь почти в 20 раз больше, чем в проблемном с точки зрения местных жителей Бирюлево. В столичном управлении ФМС объясняют, что в Тверском районе традиционно высока деловая активность: «Здесь имеют официальную прописку множество юридических лиц, которые трудоустраивают и регистрируют мигрантов». При этом число легализовавшихся мигрантов в Тверском районе превышает количество местных жителей, которых, по данным Росстата, чуть больше 73 тысяч человек.
Другие районы столичного центра уступают по этому показателю, но легальных мигрантов там все равно в несколько раз больше, чем в Бирюлево. В Мещанском районе, к примеру, на миграционном учете состоят 79 тысяч 412 человек. Как и в случае с Тверским районом, на бумаге жителей там меньше, чем мигрантов, – 55 тысяч 100 человек. В Басманном районе с населением 100 тысяч человек на миграционном учете 61 тысяча 394. В Таганском районе с населением 105 тысяч 500 человек приезжих – 38 тысяч 728. В Измайлово местных также меньше, чем приезжих: чуть больше 114 тысяч жителей на 119 тысяч зарегистрированных мигрантов.
#{interviewsociety}Ситуация с преступностью в Бирюлево Западном, если судить по статистике ГУ МВД по Москве, тоже не самая катастрофическая – на среднем уровне. В прошлом году на 10 тысяч человек там зафиксировано 119 преступлений, включая 42 тяжких и особо тяжких. В Бирюлево Восточном – 114 преступлений (36 тяжкие или особо тяжкие), в Люблино – 116 преступлений (37 тяжкие и особо тяжкие), в Марьино – 139 преступлений (39 тяжкие или особо тяжкие) и, наконец, в Очаково-Матвеевском – 112 преступлений (34 тяжкие или особо тяжкие). Лидирует в криминальной статистике все тот же Тверской район: в прошлом году на 10 тыс. человек там было зафиксировано 229 преступлений (86 тяжкие и особо тяжкие).
При этом один из основных тезисов националистов, утверждающих, что за тяжкими преступлениями, в частности убийствами, чаще всего стоят мигранты, опровергает недавнее исследование сотрудников Европейского университета в Санкт-Петербурге. Их анализ основывался на данных Судебного департамента при Верховном суде РФ. Как объясняют авторы доклада, для исследования они использовали данные за 2009 год как наиболее подробные из имеющихся в открытом доступе. По словам социологов, даже несмотря на то, что цифрам четыре года, они не перестают быть актуальными и сейчас. Так, наиболее типичными преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами, оказались подделка документов (36,8% всех преступлений, совершенных гражданами СНГ, и 32,8% – совершенных гражданами других стран). Более того, говорит один из авторов исследования Арина Дмитриева, если речь идет об убийствах, то чаще всего жертвами мигрантов становятся также приезжие, а не коренные жители. Интересно также, что при этом гастарбайтеры в основном совершают преступления в центре Москвы.
Ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Сергей Абашин уверен, что нет особых социальных факторов, влияющих на вспышки ксенофобии в том или ином районе. «Каждый раз дело в политике: кто и как решит использовать очередное убийство в качестве повода для мобилизации», – сказал Абашин, напомнив, что убийство фаната «Спартака» Егора Свиридова, спровоцировавшее волнения на Манежной площади 11 декабря 2010 года, произошло на городской окраине – в районе метро «Водный стадион». «Этот район тоже считается мрачной окраиной, но беспорядки в итоге вспыхнули в самом центре города, так как имела место организованная акция: Егор Свиридов был частью фанатского движения, он был известен, поэтому собрать толпу удалось в центре Москвы», – пояснил Абашин.
По мнению руководителя УФМС по Москве Ольги Кирилловой, причина беспорядков зачастую не в уровне ксенофобии жителей того или иного района, а в стечении обстоятельств и в стараниях организаторов волнений. «Жители Бирюлево признавались, что многие молодые люди, которые принимали участие в беспорядках, приезжали из других районов, – заявила Кириллова. – При этом людей на народном сходе могло быть куда меньше, если бы заранее о нем не оповестили в интернете».
Иногда местные жители переоценивают концентрацию мигрантов в районе, указывает руководитель столичного УФМС: «Сегодня это может быть Бирюлево, а завтра какой-то другой район. Люди мобильны».
Тема нелегальной миграции оказалась в фокусе общественности и СМИ в связи с инцидентом на Матвеевском рынке в конце июля: полицейские пытались задержать предполагаемого насильника, в это время на них набросились 20–25 человек. Один сотрудник правоохранительных органов серьезно пострадал.
После произошедшего полицейские начали масштабные операции по декриминализации не только в Москве, но в других городах России. По результатам операций в столице были возбуждены уже более 300 уголовных дел по организаторам незаконной миграции.
Новая волна внимания к нелегальной миграции произошла в октябре после резонансного убийства 25-летнего Егора Щербакова в столичном районе Западное Бирюлево. Тогда жители района организовали народный сход, но акция переросла в беспорядки, в ходе которых люди били стекла, переворачивали автомобили, а также ворвались на территорию местной овощной базы, на которой работают мигранты и где, по их мнению, мог скрываться преступник.
Подозреваемые в участии в погромах арестованы. Также задержан и арестован уроженец Азербайджана Орхан Зейналов, которому предъявлено обвинение в убийстве Щербакова.