Особенность законопроекта в том, что он вводит наказание за террористическую деятельность, а не за сам террористический акт, карательные меры в отношении которого Уголовный кодекс (УК) предусматривает и сейчас.
Между тем кремлевские юристы уже предложили дополнить УК тремя новыми статьями, за каждой из которых свой состав преступления: это «прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности« (ст. 205.3), «организация террористического сообщества и участие в нем« (ст. 205.4) и «организация деятельности террористической организации и участие в ней« (ст. 205.5), пишет «Коммерсант».
Для спецслужб наиболее значима статья о террористическом сообществе. Террористическая организация предполагает организованную структуру, иерархию и соответствующие этому связи между членами организации, пояснил в Госдуме во время обсуждения проекта в первом чтении замдиректора ФСБ Юрий Горбунов. Этих признаков для спецслужб более чем достаточно, чтобы иметь юридические основания для борьбы с подобными организациями. Сообщества же держатся чаще на неформальных связях. Причем в российском законодательстве есть юридическое понятие «экстремистское сообщество», которым пользуются спецслужбы, противодействуя в том числе террористам. Но прежде чем привлечь к ответственности участников сообщества (включая потенциальных террористов), требуется доказывать в суде, что оно экстремистское – согласно закону «О противодействии экстремизму«. Вводимая же в УК статья о террористическом сообществе позволяет спецслужбам вести оперативную разработку этих сообществ без предварительного доказательства в суде их террористической направленности.
Отметим, что одним из пунктов ужесточения станет возложение материальной ответственности за совершенный теракт на родственников боевика. Как рассказывал в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок, «если бы такую ответственность ввели, было бы очень хорошо. Я думаю, что мы таким образом повторяем очень удачный опыт Израиля. Но там еще дальше пошли. В Израиле еще и рушат дома, в которых ранее проживал террорист. Мотивация очень простая: если он пошел на теракт, решил вознестись наверх – это очень серьезный шаг, и его семья, скорее всего, была в курсе, а значит, пускай за причиненный ущерб отвечает если не он сам, то его родственники. Так что наш президент очень грамотно оценил ситуацию, внеся этот законопроект.
Эти поправки в ближайшие два дня буду рассмотрены думским комитетом по гражданскому и уголовному законодательству, который готовит проект ко второму чтению.
«В четверг постараемся предложить его совету Думы, чтобы включить в повестку дня пленарного заседания, которое состоится в пятницу», - сообщил глава комитета Павел Крашенинников. У его комитета будут свои поправки, чтобы имущественная ответственность, предусмотренная для родственников террориста, не противоречила действующим нормам Гражданского кодекса (ГК). Господин Крашенинников признал коллизии между ГК и новыми антитеррористическими инициативами. Но что это за коллизии, объяснять отказался, пообещав, что ко второму чтению «все противоречия будут сняты».