По его словам, новеллы направлены на «обеспечение стабильности и контрольных позиций федерального центра в национальных республиках, особенно в тех из них, где есть серьезная почва для конфликтов: либо внутренних, либо конфликтов с федеральным центром», передает ИТАР-ТАСС.
Федеральный законодатель исходит из того, что закон будет рамочным. Модель выбора губернаторов регион выбирает сам. Никто никому ничего не навязывает
Преимущество законопроекта в том, что он учитывает региональное разнообразие России, считает эксперт. «Вполне очевидно, что в России есть субъекты Федерации, где прямые губернаторские выборы могут быть фактором серьезного политического кризиса», - заявил он, пояснив, что «прежде всего, к их числу относятся некоторые национальные республики Северного Кавказа».
По мнению Ремизова, конфликты в ряде республик могут быть спровоцированы рядом факторов, в том числе «когда фактически складывается модель этнического пропорционального представительства».
Речь идет о ситуациях, «когда есть две титульные национальности и когда голосование четко привязано к этническим мотивам, соответственно, в этих субъектах власть формируется по квотному принципу и избрание губернатора на основе принципа большинства может быть фактором конфликта между основными этническими группами», пояснил политолог.
В свою очередь глава фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» Дмитрий Бадовский сообщил «Интерфаксу», что федеральный закон будет полезен для обеспечения баланса интересов в ряде регионов Северного Кавказа, а также в новых субъектах России, которые могут быть образованы путем укрупнения регионов.
«Вопрос о непрямых выборах губернаторов неоднократно ставился, в том числе и представителями самих регионов, в частности, республик. В России есть ряд регионов, где существуют исторически сложившиеся проблемы, требующие соблюдения баланса интересов национальных групп. Практика показывает, что требуются дополнительные механизмы, которые помогли бы обеспечивать этот баланс», - заявил Бадовский, передает «Русская служба новостей».
«У нас есть территории, где прямые выборы губернаторов никогда не проводились. Классическим примером является тот же Дагестан. Там традиционно существовали модели, близкие к парламентской форме правления», - сказал он.При этом оптимальным является рамочный характер предлагаемого законопроекта, отметил политолог. «Федеральный законодатель исходит из того, что закон будет рамочным. Модель выбора губернаторов регион выбирает сам. Никто никому ничего не навязывает», - сказал Бадовский.
Механизм непрямых выборов губернаторов может быть востребован также и в случае укрупнения регионов, считает он. «Если в будущем какие-то регионы будут укрупняться, а это возможно, то в процессе укрупнения возможен переходный период для соблюдения баланса. Эта альтернативная модель тоже может стать интересным политическим механизмом для таких регионов», - полагает эксперт.
Механизм выбора губернаторов региональными парламентами в ряде регионов позволил бы избежать клановых конфликтов, имеющих риск перерастать в этнические, считает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Такая форма выборов губернаторов полезна, прежде всего, на переходный период, который позволит стабилизировать политическую ситуацию в ряде субъектов, а в долгосрочной перспективе, когда сложится определенная политическая культура, можно будет перейти к системе прямых выборов. В противном случае, процесс обернется серьезными конфликтами, которые сравнительно недавно были на Северном Кавказе, очень жесткой борьбой кланов. И еще хуже, если это приведет к борьбе этносов», - заявил Абзалов.
По оценке эксперта, в условиях России такая практика оправдывает себя, прежде всего, в регионе Северного Кавказа. «В некоторых субъектах РФ в 90-х годах особенно серьезно стоял этнический вопрос. Например, в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии. Баланс там был сохранен во многом из-за того, что был обеспечен баланс представительства этносов в политических институтах», - сказал он.
«На случай этнического конфликта подобный баланс обеспечивал сохранение сложного мира. Неудивительно, что основными инициаторами законопроекта выступают регионы Северного Кавказа, где опыт этнического противостояния был очень серьезен и где эта политическая конфигурация уже сложилась», - считает эксперт.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Госдума 23 января рассмотрит в первом чтении законопроект, разрешающий регионам самим определять модель наделения полномочиями своего лидера. Первое чтение проекта намечено в нижней палате на среду.
Согласно документу, губернатора могут не только избирать не на всеобщих выборах, но и назначать депутаты законодательного собрания из числа кандидатов, представленных президенту России партиями, обладающими своими фракциями в федеральном или региональном парламенте.
Согласно законопроекту, представленные в Госдуме или в местном заксобрании партии предлагают по три кандидата. Прежде всего, речь идет о думских фракциях партий. Из представленной группы президент выбирает три кандидатуры. Одну из них и назначает региональный парламент – по результатам парламентского голосования.