«Было принято политическое решение на самом высоком уровне не участвовать России во втором периоде Киотского протокола, и это решение принималось потому, что Киотский протокол в том формате, в котором он существовал в первом периоде, давал слишком незначительный эффект для того, чтобы повлиять на рост глобальной температуры», - сказал Бедрицкий РИА «Новости».
О том, кому нужно политически затащить Россию во второй период Киотского протокола, - тут к гадалке ходить не надо, надо просто ситуацию знать, и все это понятно. Евросоюз фактически в одиночестве там остался
«Поскольку решение принималось президентом, на уровне президента это и должно решаться... Я не слышал ни от кого (о пересмотре позиции России по Киотскому протоколу - прим. ВЗГЛЯД). Мне об этом неизвестно. Мне известно о политическом решении, которое выполняется, оно абсолютно четко было заявлено, и никаких сомнений в его правильности просто не возникает», - добавил советник президента.
Бедрицкий неоднократно заявлял, что Киотский протокол неэффективен, в том числе, потому, что на страны, которые он охватывает, сегодня приходится лишь около трети мировых выбросов парниковых газов.
«О том, кому нужно политически затащить Россию во второй период Киотского протокола, - тут к гадалке ходить не надо, надо просто ситуацию знать, и все это понятно. Евросоюз фактически в одиночестве там остался», - сказал советник президента.
Киотский протокол в его нынешнем виде, по мнению Бедрицкого, будет иметь «слабое региональное значение». Кроме того, по его словам, из-за того, что официально поправки к протоколу будут одобрены только на конференции в Дохе в конце 2012 года, «в официальных обязательствах в рамках протокола будет разрыв».
Бедрицкий напомнил, что, по его мнению, в участии России во втором периоде протокола заинтересованы лишь отдельные компании.
«Есть интересы политические, глобальные, а есть интересы групповые, это интересы не промышленности, а нескольких, будем так говорить, компаний, их даже не десятки. Они питают иллюзии, что во втором периоде Киотского протокола они так же будут на европейском рынке продавать квоты и делать проекты. Но это иллюзии, Евросоюз не заинтересован в этой деятельности с нами», - подчеркнул советник президента.
По его словам, слабость обязательств, которые берет на себя ЕС, означает, что для их выполнения хватит предложения единиц сокращения выбросов от проектов в развивающихся странах в рамках Механизма чистого развития (CDM).
«На экономическом, на политическом, на уровне здравого смысла - здесь ничего нашим компаниям не светит», - отметил Бедрицкий.
При этом советник президента считает, что действительно целесообразным будет закрепление международных обязательств РФ на национальном уровне. В начале лета Бедрицкий выступил с инициативой обсуждения в правительстве внутреннего ограничения выбросов парниковых газов, к осени Минприроды подготовило проект соответствующего указа президента.
«На национальном уровне свои обязательства уже закрепили Китай, Мексика, Бразилия... Япония собирается то же самое делать. Надо сделать это и нам, во-первых, для того, чтобы политические решения не были пустыми декларациями, во-вторых, у нас другая грань этой проблемы уже получила фактически законодательную поддержку - это решения по энергоэффективности», - сказал Бедрицкий.
Действующая в РФ госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», в частности, предполагает снижение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году.
Бедрицкий назвал заявления о том, что введение национальной цели будет «самоубийством» для экономики, «совершенной неправдой».
«Если мы будем вводить внутреннюю торговлю квотами, то надо смотреть, во-первых, в каких отраслях это делать... здесь не идет речь о всей промышленности сразу», - сказал он.
Советник президента отметил, что даже без участия в Киотском протоколе Россия сможет воспользоваться рыночными механизмами сокращения выбросов в рамках двусторонних и региональных соглашений. Бедрицкий привел пример Японии, которая, по его словам, уже предлагала РФ участвовать в «механизмах взаимодействия в реализации (подобных) проектов в промышленности» на двусторонней основе.
«Единственное условие, которое здесь требуется, - это четкие обязательства, потому что иначе нельзя будет вычислить квоты и их объемы. Во многих странах на национальном уровне «канкунские» обязательства утвердили. Если мы утвердим их у себя, у нас появляется возможность реализовывать с Японией такие проекты», - сказал Бедрицкий.
По его мнению, постепенно к этому процессу присоединятся и другие страны, в частности, Украина и Казахстан, а также США, если им удастся закрепить собственную цель по сокращению выбросов в 17% к 2020 году от уровней 2005 года на национальном уровне.
«Дальше, я полагаю, это просто будет де-факто расширяться, потому что есть объективная реальность. А то, что, допустим, мы войдем в Киотский протокол - теоретически если даже предположить такую возможность, то я очень сомневаюсь в том, что те, кто за это ратует, получат ожидаемое», - заключил Бедрицкий.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее в четверг отдельные СМИ информировали, что российские власти изменили отношение к Киотскому протоколу (КП), чиновники под влиянием деловых объединений приняли решение об участии во втором периоде соглашения.
«Бизнесу удалось убедить чиновников в том, что лишние инвестиции им совсем не помешают, - несмотря на падающие цены на рынке ЕС, этот рынок принес РФ уже более 1,5 млрд евро», - писал «Коммерсант».
Принципиальное согласие на участие РФ во втором периоде КП газете подтвердили и в Минприроды, указав, что на сегодняшний день МИД формирует окончательную позицию к новому раунду переговоров.
Ранее Россия наряду с Канадой и Японией неоднократно заявляла об отказе участвовать во втором периоде обязательств протокола, который должен начаться 1 января 2013 года.
Киотский протокол, вступивший в силу в 2005 году, содержит количественные обязательства развитых стран по сокращению выбросов парниковых газов. Первый период обязательств по протоколу заканчивается 31 декабря 2012 года. Политическое решение о новом периоде соглашения страны приняли на конференции ООН в ЮАР в 2011 году, однако тогда не удалось определить его продолжительность и другие технические условия. Принять официальные поправки к протоколу стороны должны на конференции в Дохе (Катар) в ноябре-декабре.