Парламентарии рекомендовали правительству провести консультации с США о возможном заключении дополнительного соглашения или обмена нотами, чтобы регламентировать механизм возврата ребенка на родину в случае отмены усыновления и необходимости согласия страны, откуда родом ребенок, на его переусыновление. Также депутаты рекомендовали министерству иностранных дел запросить у США информацию об условиях проживания российских детей, усыновленных американцами до вступления в силу соглашения, передает РИА «Новости».
Российско-американское соглашение было подписано между Москвой и Вашингтоном в американской столице 13 июля 2011 года. Правительство РФ внесло его на рассмотрение Госдумы 30 марта.
Работа над документом началась после ряда скандальных случаев с усыновленными американцами российскими детьми, в частности, после того, как весной 2010 года приемная мать-американка вернула в Россию на самолете с "отказной" запиской семилетнего мальчика. Многие парламентарии и высокопоставленны
е чиновники не раз заявляли о необходимости скорейшей ратификации соглашения в интересах российских детей.
Также Госдума ратифицировала во вторник российско-французское соглашение о сотрудничестве в сфере усыновления детей, по которому международное усыновление ребенка возможно только в случаях, если на родине невозможно найти для него подходящую семью.
Подписанный в Москве 18 ноября 2011 года договор направлен на создание юридической базы для развития сотрудничества между странами.
Документ определяет процедуру усыновления и механизм контроля за условиями жизни усыновленных детей, а также вопросы, связанные с переустройством ребенка в другую семью и возвращением его в государство происхождения. В соответствии с документом усыновление может осуществляться только при содействии уполномоченной организации, кроме случаев, когда ребенка усыновляют родственники. При этом такая организация должна предоставить в региональный орган государства происхождения документ, подтверждающий способность и готовность кандидатов в усыновители взять ребенка в семью, в том числе подтверждающие социальные и экономические условия жизни претендентов (годовой доход, наличие
жилья, работы, данные о социальной среде и так далее), а также социально-психологическое заключение в отношении будущих родителей.
Уполномоченная организация одной договаривающейся стороны может осуществлять деятельность на территории другой договаривающейся стороны только после получения соответствующих разрешений от центральных органов обеих договаривающихся сторон. С российской стороны это министерство образования и науки, с французской - министерство иностранных и европейских дел. Выданные разрешения действительны до тех пор, пока не будут отозваны.
При этом участники договора на взаимной основе могут регулировать количество уполномоченных организаций, оказывающих содействие в усыновлении детей на территории государства происхождения.
В случае выявления нарушений в деятельности уполномоченных организаций центральный орган государства происхождения может принять меры по ограничению деятельности такой организации вплоть до отзыва лицензии.
Договор устанавливает процедуру усыновления, определяя порядок действий центральных органов сторон, уполномоченной организации, компетентных органов государства происхождения и принимающего государства.
Решение об усыновлении ребенка, принятое компетентным органом государства происхождения (судом), признается принимающим государством.
Усыновленный ребенок приобретает гражданство принимающего государства на законных основаниях с момента вступления в законную силу решения об усыновлении, при этом сохраняя гражданство государства происхождения.
Многие эксперты в вопросах материнства, семьи и детства назвали этот документ одним из самых насыщенных новеллами и самых лучших международных договоров в этой области.