Законопроект предусматривает экспроприацию 51% ее акций, принадлежащих испанской нефтегазовой компании Repsol (всего у нее 57,4% акций).
«За» проголосовали 207 депутатов (более половины являются представителями правящего «Фронта за победу»), 32 высказались «против» (в основном это сторонники оппозиционного мэра Буэнос-Айреса Маурисио Макри), шесть воздержались. Во время голосования, которое уже названо «историческим», отсутствовали 11 законодателей.
В дебатах в нижней палате, которые продолжались два дня, выступили более ста человек. Учитывая, что инициативу правительства о фактической национализации YPF неделю назад поддержал Сенат (63 голоса «за» и три «против»), законопроект считается окончательно принятым двухпалатным Конгрессом.
В одобренном законодателями документе декларируется «национальный интерес» в разработке месторождений нефти и газа. Экспроприированные у Repsol акции будут поделены между правительством страны (51%) и Федеральной организацией провинций-производителей энергоносителей (49%).
Ожидается, что вечером в пятницу закон вступит в силу, когда об этом объявит глава Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер во время торжественного собрания в президентском дворце «Каса Росада», куда уже приглашены губернаторы, политические и общественные деятели.
«Вернем наш энергетический суверенитет!» - написано на футболках и транспарантах тысяч манифестантов, собравшихся вечером в четверг у здания Национального конгресса, чтобы поддержать депутатов.
Среди демонстрантов - дочь президента Аргентины Флоренсия Киршнер. Дебаты по законопроекту демонстрировались в прямом эфире на нескольких огромных экранах у Конгресса.
Согласно опросам общественного мнения, решение о национализации YPF и восстановлении энергетической независимости поддерживают более двух третей аргентинцев, считающих, что проведенная в 90-е годы прошлого века приватизация привела к острому экономическому кризису 2001-2002 годов.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер 16 апреля чрезвычайным указом назначила министра планирования Хулио де Видо руководить YPF на переходный период до одобрения экспроприации в Национальном конгрессе.
Аргентинские власти считают, что Repsol YPF недостаточно инвестировала в нефтедобывающую отрасль, выводя прибыль за пределы страны в виде дивидендов, а также экспортировала слишком много нефти для получения выгод от мировых цен вместо поставок на внутренний регулируемый рынок. В официальных документах утверждается, что «группа Repsol, в ущерб Аргентине, откуда получала значительную часть прибыли, предпочитала искать энергоносители в других странах, в частности, в Колумбии, Ливии, России, Ираке».
По аргентинским данным, в период с 1999 по 2011 годы разведанные запасы нефти компании YPF сократились на 40,5%, а ее производство упало на 38,3% (снижение по газу составило 47,1% и 25,4% соответственно). В 2011 году впервые с 1987 года энергетический торговый баланс стал отрицательным - в страну ввезли на 3,3 млрд долларов энергоресурсов больше, чем экспортировали.
Между тем, по прогнозам специалистов, Аргентина обладает после США и Китая третьими по величине в мире запасами сланцевого газа. В ноябре 2011 года в провинции Неукен было обнаружено гигантское месторождение нетрадиционных углеводородов (Vaca Muerta).
Местные экономисты утверждают, что Repsol получала от YPF около 15% своей прибыли, но в геологоразведку в Аргентине вкладывала всего 0,2% общих инвестиций.
После вступления в силу закона об экспроприации размер компенсаций акционерам, как ожидается, будет установлен судом. Repsol заявила ранее, что справедливая цена за одну акцию должна быть не менее 46,55 доллара и выплаты в этом случае составят 9,3 миллиарда долларов. Аргентинцы же не намерены платить такую сумму, считая, что испанская компания должна полностью погасить долги YPF и возместить нанесенный окружающей среде ущерб.
Решение Буэнос-Айреса о национализации вызвало резко отрицательную реакцию со стороны США и Евросоюза. Испания, которая считает, что экспроприация YPF была произведена дискриминационно и вопреки правовым процедурам, прекратила закупку биодизеля аргентинского производства, призвала лишить Аргентину таможенных льгот, а также подать на нее иск в ВТО за введенные ограничения на импорт европейских товаров. Мадрид намерен дипломатическими и юридическими способами добиваться «справедливой» компенсации.
Однако, из-за того, что Аргентина не имеет доступа к международному кредиту, у Испании практически нет инструментов давления на Буэнос-Айрес. Любые попытки давления принесут больше вреда Мадриду - в отличие от Испании, где мало аргентинских фирм, испанский бизнес широко представлен не только в энергетическом, но и в телекоммуникационном секторе аргентинской экономики. Возможное судебное разбирательство займет как минимум несколько лет. Следует учитывать, что Аргентина никогда не производила требуемых иностранными инвесторами выплат за реквизированные предприятия.
В последние годы аргентинское правительство национализировало почту (Correo Argentino), водоснабжение (Aguas Argentinas), железные дороги, частные пенсионные фонды, а также крупнейшую авиакомпанию (Aerolineas Argentinas). Бывшему владельцу авиакомпании испанской группе Marsans была выплачена символическая цена в один песо (около 30 центов).
Между тем, руководство испанского консорциума заявляло, что реальная стоимость экспроприированной компании составляла около полумиллиарда долларов (согласно аудиту банка Credit Suisse). Аргентинская экономика занимает третье место в Латинской Америке (после Бразилии и Мексики), и второе - в Южной Америке.