Другими словами, чем больше семья, тем меньше должны быть ее среднедушевые доходы для безбедного существования, так как проявляется эффект совместного потребления благ, имеющих общесемейный характер (например, предметы длительного пользования: холодильник, телевизор, предметы мебели и т. д.).
Исходя из этого «социального уровня бедности», Минфин и предлагает осуществлять адресную поддержку семей. Предложения министерства сформулированы по поручению вице-премьера Владислава Суркова и изложены в письме замглавы ведомства Татьяны Нестеренко в правительство от 18 мая (копия есть у «Финмаркета»).
#{smallinfographicleft=440605}«Действующие в настоящее время механизмы реализации социальной политики в РФ определяют прожиточный минимум как один из значимых экономических показателей, влияющих на объем расходных обязательств бюджетов всех уровней, имея в виду применение прожиточного минимума для определения нуждаемости населения в государственной социальной помощи. По мнению же Минфина, одной из основных задач оказания социальной помощи должна быть ликвидация бедности», – говорится в письме, передает «Интерфакс».
В разных странах термином «бедность» обозначают разные явления, отмечает Минфин. Для определения границ бедности применяются несколько методов, в основном – статистический (соотношение доходов со среднедушевыми доходами или доходами малоимущих категорий населения) и нормативный (соотношение доходов с величиной прожиточного минимума на основе потребительской корзины).
Например, в США есть две линии бедности: статистическая, которая используется для сопоставления на страновом уровне, и социальная. Именно эта линия, которая ниже статистической, применяется для идентификации получателей социальной помощи. В странах ЕС, помимо относительной, используемой для статистического мониторинга, широко применяются социальные линии бедности.
В России прожиточный минимум рассчитывается нормативным методом на основании потребительской корзины. Минздравсоцразвития внесло в правительство законопроект об актуализации ее состава. Однако Минфин считает приоритетной задачей не уточнение нормативов действующей корзины, а новые подходы к определению величины прожиточного минимума и методики его расчета, говорится в письме. Это позволит устанавливать разные линии бедности, которые лучше идентифицируют формы ее проявления. Социальную политику Минфин предлагает осуществлять на основе комбинированного подхода к определению прожиточного минимума.
В рамках этого подхода будет установлен минимальный уровень потребления, необходимый для «физиологического выживания человека» (в целях регулирования адресных социальных программ для бедных), а также потребительский бюджет, обеспечивающий «расширенное воспроизводство населения» (для оценки уровня жизни, регулирования рынка труда).
Социальный уровень бедности, по мнению Минфина, следует устанавливать, исходя из концепции «абсолютной бедности». Она выражается в неспособности граждан удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилище. Эксперты, на которых ссылается министерство, считают, что социальный уровень бедности может быть «значительно ниже» нынешнего российского прожиточного минимума – в частности, благодаря эффекту экономии за счет общесемейного потребления.
В заключительной части письма Минфин предлагает «инвентаризировать» социальные гарантии, установленные в соотношении с прожиточным минимумом, и на основе различных вариантов его значений разработать комплексную систему размеров гарантий на долгосрочный период. Внедрение такой системы и применение дифференцированных уровней бедности позволят более эффективно осуществлять бюджетную политику и сосредоточить госсредства на наиболее важных направлениях соцобеспечения, считает министерство.
Согласно действующему законодательству, прожиточный минимум в целом по России используется при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования МРОТ, определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, формирования федерального бюджета.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, по данным Росстата, в 2011 году выросла до 18 млн 100 тыс. человек с 17 млн 900 тыс. человек в 2010 году. Уровень бедности (процент от общей численности населения) в РФ в 2011 году увеличился до 12,8% с 12,6% в 2010 году.
Численность бедных выросла впервые с 2008 года – тогда она увеличилась до 18 млн 800 тыс. человек (уровень бедности – 13,4%) с 18 млн 700 тыс. человек в 2007 году (13,3%), а в 2009 году снизилась до 18 млн 200 тыс. человек (13%).
Прожиточный минимум в 2011 году в среднем на одного человека в I квартале составил 6 тыс. 473 рублей, во II квартале – 6 тыс. 505 рублей, в III квартале – 6 тыс. 287 рублей, в IV квартале – 6 тыс. 209 рублей.
В 1992 году был зафиксирован максимальный показатель уровня бедности в 33,5% (численность бедных достигала 49 млн 300 тыс. человек), ниже 20% он впервые опустился в 2004 году – до 17,6% (25 млн 200 тыс. человек), в 2007 году снизился уже до 13,3%, но за последние четыре года темпы сокращения бедности резко замедлились – снижение уровня бедности за этот период составило лишь 0,5 процентного пункта, а численность бедных уменьшилась на 600 тыс. человек.
В ближайшие годы существенного сокращения бедности в стране, согласно официальному прогнозу правительства, также не предвидится. В 2012 году Минэкономразвития ожидает снижения уровня бедности до 12,7%, в 2013 году – роста до 12,8%, а в 2014 году – опять снижения до 12,5%.