Также Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о снижении предельного возраста для лица, занимающего должность председателя Верховного суда РФ.
Ранее законопроект планировалось рассмотреть на заседании 18 мая. Однако три оппозиционные фракции заявили, что не будут поддерживать его, а в случае рассмотрения 18 мая - выйдут из зала пленарных заседаний в знак протеста. Утром 18 мая, перед пленарным заседанием, спикер Госдумы Сергей Нарышкин провел совещание с руководителями всех четырех думских фракций, по результатам которого было принято решение о переносе рассмотрения на 22 мая.
Законопроект, который на рассмотрение палаты внесла группа депутатов-единороссов, предусматривает увеличение максимального размера денежного взыскания за нарушение закона при проведении массовых уличных акций для организаторов и участников до 1,5 млн рублей.
В соответствии с документом воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 900 тыс. рублей (сейчас 100 рублей); на должностных лиц от 50 тыс. до 1,5 млн рублей (сейчас от 100 до 300 рублей).
Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования грозит административным штрафом для организаторов в размере от 10 тыс. до одного миллиона рублей или обязательными работами на срок до 200 часов (действует штраф от 100 до 300 рублей).
Нарушение порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение штрафа на организаторов в размере от 10 тыс. до одного 1 млн рублей (сейчас от 1 тыс. до 2 тыс. рублей), на участников - от 1 тыс. до 900 тыс. рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов (сейчас от пятисот до 1 тыс. рублей).
Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, - влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 1 млн рублей или обязательные работы до двухсот часов.
Максимальный административный штраф, в соответствии с законопроектом, для граждан составит вместо 5 тыс. рублей – 1 млн, для должностных лиц - 1,5 млн рублей вместо 50 тыс.
Три думские оппозиционные фракции заявили, что не будут поддерживать законопроект.
Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников заявил журналистам в понедельник, что, несмотря на то, что законопроект будет существенно дорабатываться, фракция поддерживать его не будет.
«Поддерживать в любом случае законопроект мы не будем. Более драконовский он или менее драконовский, это все равно драконовский законопроект», - сказал политик.
Замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов сказал журналистам, что его фракция также не поддержит этот документ.
«Мы будем против», - сказал Нилов. Против документа выступают и эсеры.
«Позиция уже есть - мы категорически не приемлем его и голосовать в первом чтении за него не будем, возможно, что и во втором, и третьем чтении. Он (законопроект) идет в разрез с 31-й статьей Конституции», - сказал руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
«Не обязательно выходить из зала, но его можно бойкотировать. А обсуждать его не имеет смысла в первом чтении, поскольку все равно «машина для голосования» будет включена, поскольку у «Единой России» 238 голосов», - сказал Миронов.
В то же время, по его словам, во втором чтении эсеры будут очень активно участвовать и обязательно вносить свои поправки для того, чтобы попытаться хоть как-то исправить этот законопроект.
При этом Миронов согласен, что действующие штрафы за нарушения на митингах – 1 тыс. рублей - «это несерьезно». В то же время предлагаемые единороссами размеры штрафов являются, по его мнению, слишком большими.
По его словам, в случае утверждения предлагаемых единороссами сумм штрафов огромные штрафы будут накладываться на участников и организаторов любых, даже самых маленьких и проходящих в отдаленных регионах митингов. Так, нарушением может быть названо, например, изменение порядка выступающих на митинге, пояснил он.
«Я буду предлагать бойкотировать обсуждение в первом чтении», - сказал лидер эсеров.
Будут ли эсеры выходить из зала, они решат в ходе пленарного заседания, такое решение они приняли на заседании фракции в понедельник.
Ко второму чтению размер штрафа для физических лиц за нарушение правил проведения митингов может быть сокращен с 1 млн рублей до 300 тыс. рублей, заявил председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
«Размер штрафов будет уменьшен после первого чтения, это уменьшение может носить существенный характер - для физлиц до 300 тысяч рублей», - сказал Плигин журналистам.
При этом штраф для должностных лиц и юридических лиц, по словам депутата, может быть выше - в районе 500-600 тыс.
При принятии законопроекта в первом чтении в постановлении палаты планируется описать все поправки, которые палата считает необходимым подготовить ко второму чтению. Среди этих поправок, по словам Плигина, будет предложение о запрете использования участниками митингов масок или маскировки, запрет приносить с собой оружие или предметы, которые могут использоваться как оружие, взрывчатые вещества, алкоголь.
Также предлагается органам местного самоуправления предоставить возможность определять места, где любой желающий может прийти и высказать свое мнение, где могут проходить и публичные мероприятия.
Кроме того, ко второму чтению будет предложено внести определенные ограничения на право организовывать публичные акции. Так право быть организатором публичной акции предлагается ограничить для лиц, которые имеют неснятые и непогашенные судимости за совершение преступлений против общественного порядка или безопасности, а также для лиц, которые два раза и более привлекались к административной ответственности. Такие люди не смогут выступать организаторами митингов и публичных акций в течение одного года со дня окончания исполнения наказания. В то же время он уточнил, что закон не будет иметь обратной силы, но в случае принятия он будет распространяться на людей, которые имеют непогашенную или неснятую судимость, или не истек год с момента исполнения наказания по административному правонарушению. При этом предлагается к числу организаторов относить не только людей, которые формально подавали заявку на проведение публичной акции, но и на тех, кто фактически был организаторам и управлял массами.
Кроме того, предлагается наложить на организаторов публичных мероприятий обязанность требовать от участников соблюдения общественного порядка, прекращения нарушений закона, а также обязанность требовать от людей не скрывать свои лица. Также организаторы будут иметь возможность просить сотрудников правопорядка удалять из среды участников людей, которые нарушают закон. Если организатор потребовал от полиции удалить из среды участников нарушителей, то будет считаться, что он исполнил свои законные обязанности и нарушителем правил проведения митинга не является, пояснил Плигин.
Также ко II чтению предлагается установить административную ответственность за мероприятия, которые не были заявлены как публичные акции, но носили массовый характер в общественных местах - например, в форме гуляния. Ответственность за такие массовые акции будет налагаться, если они проходили в запрещенном месте, если был нарушен общественный порядок, санитарные правила, правил поведения в общественных местах, функционирования объектов жизнеобеспечения и связи, если был причинен вред зеленым насаждениям, помехи движению пешеходов или транспорта, если был причинен вред здоровью человека или имуществу.
«Новеллы направлены на взвешенный подход к организации публичных мероприятий и одновременно к ответственности за нарушения при проведении этих публичных мероприятий», - сказал депутат.
Он отметил, что предложения никак не ограничивают право граждан, зафиксированное 31 статьей Конституции РФ, на проведение мирных собраний без оружия - митингов, шествий, пикетов.
Предлагаемые изменения в законодательство, по словам главы думского комитета, полностью соответствуют международной практике. Однако он отметил, что необходимо дополнительное изучение и обсуждение опыта, в том числе европейских стран и США.
По словам парламентария, он был «отчасти удивлен» реакцией некоторых политических сил, которые стали оценивать предлагаемые законопроектом нововведения как ограничение законного права на проведение общественных мероприятий.
«Эта трактовка абсолютно недопустима, это упрощенная трактовка. Он (законопроект) будет способствовать тому, чтобы не допустить того, абсолютно неприемлемого, поведения, с проявлениями которого мы встретились», - сказал Плигин.
В ходе митинга 6 мая в Москве произошли столкновения между митингующими и полицией, в результате которых пострадали как участники митинга, так и полицейские.
В случае принятия законопроекта в первом чтении во вторник, 22 мая, второе чтение по законопроекту может быть назначено на начало июня, отметил Плигин. По его словам, для сбора и подготовки поправок ко второму чтению потребуется полторы недели.
Госдума на заседании во вторник рассмотрит в первом чтении законопроект о снятии ограничений по возрасту для должности председателя Верховного суда РФ.
Законопроектом предлагается снять ограничения на занятия должности председателя Верховного суда РФ и его заместителей. В настоящее время действует норма о возможности нахождения на этих должностях не более двух раз подряд. При этом предусмотреть, что на председателя Верховного суда не распространяется установленный предельный возраст пребывания в должности судьи (в настоящее время - 70 лет), передает РИА «Новости».