Эти заявления патриарх сделал в ходе встречи с известным телеведущим Владимиром Соловьевым, который в эфире радио «Вести ФМ» привел рассказ предстоятеля РПЦ, передает «Интерфакс».
Беседа патриарха с Соловьевым последовала через некоторое время после того, как в СМИ и интернете набрал силу скандал, связанный с судебным иском на 20 млн рублей, который, согласно распространенной информации, прописанная в квартире патриарха женщина предъявила владельцу жилья этажом ниже - бывшему главе Минздрава, ныне священнику Юрию Шевченко. По мнению истицы, пыль, поднявшаяся в результате ремонта в квартире Шевченко, нанесла многомиллионный ущерб библиотеке патриарха.
Эта история вызвала большой резонанс в СМИ и среди православных верующих. Журналистов и блогеров интересовала, в частности, личность женщины, живущей в квартире патриарха, а также вопрос о том, пристало ли человеку, давшему монашеский обет нестяжательства, владеть многомиллионной собственностью.
Представители патриархии ранее назвали ситуацию вокруг квартиры частной жизнью патриарха и заявили, что скандал стал результатом «черных» пиар-технологий.
По итогам беседы с патриархом Соловьев сообщил, что в квартире, оказавшейся в эпицентре скандала, проживают две троюродных сестры предстоятеля РПЦ.
«Вдруг звонит сестра и говорит, что в этой квартире они больше жить не смогут: невозможно находиться, через десять минут начинаешь задыхаться. Святейшество поднимается наверх и видит, как вся квартира покрыта не просто пылью, а ощущение, что Хиросима и Нагасаки, ядерная пыль все облепила», - привел Соловьев рассказ патриарха.
Тем временем, продолжил Соловьев, этажом ниже, в квартире священника, делали ремонт: «Люди забивают воздуховоды, начинают выбивать все пространство изнутри, и всю эту строительную взвесь затягивает вверх».
«Владыка сказал: «Я не хочу в это встревать, действуйте по закону. В этой квартире прописана сестра, поэтому все, что надо, - по закону: вызывайте ЖЭК, санэпиднадзор, то есть всех, кто должен разобраться. Ни в какие тяжбы сам встревать не буду», - процитировал Соловьев патриарха.
По словам журналиста, суд продолжался долго, была назначена экспертиза, самой дорогой частью иска оказалась реставраторская работа, которую может сделать единственный институт в России по восстановлению библиотеки. Оценку по решению суда давал институт, «никакие церковные структуры не имели к этому никакого отношения».
Как отметил Соловьев, ответчик отказался платить, начали действовать судебные эксперты. «Никто не говорит ни о какой отдаче квартир, речь идет о возмещении суммы», - привел Соловьев суть позиции патриарха.
По словам журналиста, он задал патриарху Кириллу вопрос, «почему нельзя было простить» соседей.
Как отметил Соловьев, патриарх пояснил, что «такой вариант всегда был, но это тоже было бы некорректно». «Да и я по максиму постарался - например, вместо двойной очистки согласился на ординарную, что сэкономило существенную сумму денег (иска – прим. ВЗГЛЯД)», - процитировал Соловьев патриарха.
При этом предстоятель РПЦ подчеркнул, что все деньги, вырученные по иску, пойдут на благотворительность.
«Для патриарха эта история очень болезненная и крайне неприятная, она идет давно, патриарх пытается полностью от нее отстраниться. Особенно ранит душу патриарха, что люди не пытаются разобраться при том, что патриарх действует абсолютно в рамках закона, а главное то, что зачем-то пытаются неуважительно, с какими-то странными намеками говорить о его троюродных сестрах», - заявил Соловьев.
Патриарх также рассказал, как ему досталась эта квартира.
«Во времена Бориса Ельцина, до квартирных приватизационных схем, Владимир Иосифович Ресин спросил его: «Владыка, а вы где живете?» - «Ну как где, там же, где и мои предшественники - Серебряный бор, деревянный дом». – «В этой развалюхе, что ли? Ну, давайте мы вам квартиру выдадим», - сказал Соловьев.
Через некоторое время Ельцин принял постановление о выделении квартиры в Доме на набережной. Позже к патриарху приехал Ресин и сказал, что эта квартира не приспособлена для проживания, поскольку это не квартира, а пристройка на крыше. Он предложил другую квартиру - напротив гостиницы «Советская», но назвал ту цену, которую тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский, глава синодального Отдела внешних церковных связей не мог себе позволить, «потому что это был момент, когда не было денег в отделе людям платить зарплату».
По словам телеведущего, позже квартира в Доме на набережной была приватизирована, за все время «Святейшество не провел в этой квартире даже недели жизни». Но когда переехал в Москву, перевез в ту квартиру многотысячную раритетную библиотеку отца, который всю зарплату тратил на приобретение редких книг, сообщил Соловьев.
«Туда же отправились и две троюродные сестры владыки, одной из которых 65 лет, другой - 55. В известной публикации на сайте, где указана фотография молоденькой привлекательной дамы, которая сопровождает патриарха, - это фотография 20-летней давности, сделанная еще в Смоленске, фотография 65-летней сестры Святейшего», - сообщил Соловьев.