Напомним, Ингосстрах выступил страховщиком ответственности признавшей себя неплатежеспособной компанией «Ланта тур вояж».
Глава Ингосстраха считает, что проблемы, с которыми столкнулась «Ланта тур», «абсолютно типичны для крупных российских туроператоров». Значительная часть проблем туроператоров связана с неутихающим демпингом, который привел к искажению расценок на продажу туров и способствовал вхождению компаний в зону убытков, сказал он, передает «Интерфакс».
Кроме этого, подчеркнул Григорьев, «на рынке сложилась ситуация, когда два авиаперевозчика оказались монополистами, диктующими политику туроператорам. Последние вынуждены были заблаговременно выкупать целые блоки услуг у авиаперевозчиков, при изменении ситуации на отдельных направлениях выездного туризма они не могли обеспечить наполнение этих блоков. В результате самолеты, оплаченные туроператорами, летали почти пустыми».
Аналогичная ситуация сложилась, по мнению главы Ингосстраха, в отношениях российских туроператоров и зарубежных отельеров, которые требовали от российских туркомпаний авансовой оплаты за проживание приезжающих гостей.
Основной проблемой сообщества туроператоров в РФ Григорьев считает отсутствие значительного капитала у компаний. «Если у компании существует достаточный капитал, она проще может проходить этап затруднений с ликвидностью», - полагает страховщик. Таким образом, сделал вывод Григорьев, в ближайшее время представители туриндустрии, и в первую очередь саморегулируемые организации в этой сфере, должны ставить вопрос о кардинальном изменении подходов к организации бизнеса, об изменении отношений с ключевыми бизнес-партнерами.
«В противном случае ситуация, возникшая накануне Нового года с компанией «Ланта тур», может неоднократно повториться», - полагает Григорьев.
«Ланта тур» получила поддержку после вмешательства премьер-министра России Владимира Путина и его указаний о кредитной помощи, организованной банком ВТБ.
«Это ручной режим управления, теперь необходимо найти базовые решения для кардинального изменения ситуации», - считает генеральный директор «Ингосстраха».
Он сообщил, что в настоящее время представители страхового сообщества ведут переговоры с туроператорами об изменении порядка страхования ответственности этих участников рынка.
«Мы давно говорили о том, что покрытие по договору страхования ответственности крупного туроператора в 100 млн рублей для ведущих представителей туриндустрии недостаточно. Наши расчеты показывают, что полный объем обязательств компании «Ланта тур» потребовал бы возмещения в размере 200 млн рублей», - сказал Григорьев.
Он отметил, что один из подходов сторонников модернизации положения о страховании ответственности туроператоров предусматривает разделение страхователей на группы и применение к ним различных условий страхования.
Совершенно нечувствительно для российских туристов может быть реализована другая схема страхования ответственности туроператоров, согласно которой будет страховаться каждая приобретаемая путешественниками путевка на полную стоимость.
Как пояснил Григорьев, расходы, которые несет туроператор на оплату премии по страхованию ответственности за исполнение обязательств, «зашиты» в стоимость продаваемых туров. Таким образом, выезжающие за рубеж туристы платят, по грубым оценкам, порядка 30 долларов в виде возмещения подобных расходов, из них только 7 долларов достается страховщику. Оставшейся разницы вполне достаточно для перехода на систему страхования, когда под страховой защитой окажется каждая приобретаемая российским туристом путевка.
Дополнительным риском для туриндустрии на нынешнем этапе становится распространяющаяся популярность индивидуальных поездок россиян за рубеж и оплата своих расходов через интернет. Григорьев сослался на статистику представителей туриндустрии, по которой число самостоятельно организованных поездок в 2011 году увеличилось вдвое, а число поездок, организованных туроператорами, снизилось на 22%.