«Мы должны способствовать восстановлению транспортного движения через Абхазию. Как железнодорожного, так и автомобильного. Причем мы обязаны исключить политическую подоплеку и рассматривать проблему исключительно в экономическом ключе. В 2003 году в Сочи президентыГрузии и России Эдуард Шеварднадзе и Владимир Путин предварительно договорились, что восстановление железнодорожного движения через Абхазию будет происходить «параллельно с возвращением беженцев», - рассказал в интервью газете «Коммерсантъ» госминистр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили.
«Грузинские власти постоянно увязывали вопрос о железной дороге с возвращением в Абхазию грузинских беженцев. Но ведь с самого начала было ясно, что это нереально. Грузия ничего не достигла: ни один беженец не вернулся. А ведь, если бы мы в свое время согласились с восстановлением железной дороги, уверен, в течение нескольких лет многие беженцы сами вернулись бы по ней в Абхазию, и никто бы не смог им помешать, даже несмотря на отсутствие официальных договоренностей на этот счет или какой-либо политической «увязки», - отметил он.
«Но не надо это фиксировать в документах и не надо никаких «увязок». Восстановление железной дороги поможет возвращению беженцев и разрешению проблемы в целом. Тем более что развитие транспортных коммуникаций будет способствовать экономическому развитию Абхазии. Как только в прежние годы в Абхазии улучшалась экономическая ситуация, поток возвращающихся беженцев увеличивался. Взять, например, олимпийское строительство в Сочи. Казалось бы, это не в Абхазии, но число грузин, работающих в республике, резко выросло. Чем больше экономических проектов будет осуществляться в Абхазии с участием Грузии, тем больше шансов на разрешение конфликта», - отметил министр.
«Такой подход - часть нашей стратегии по деизоляции Абхазии. Железная дорога все равно работает: составы двигаются, но только в сторону России, а не Грузии, потому что наши прежние власти выступали против. Нельзя допустить, чтобы Абхазия была экономически и транспортно привязана только к России. Если же мы откроем движение и в нашу сторону, то у Абхазии появится альтернатива. Этой железной дорогой смогут пользоваться все: Россия, Грузия, Армения. Тем самым роль нашей страны как транспортной артерии и ее геополитическое значение увеличатся: грузы пойдут не только в направлении восток-запад, но и север-юг. Давайте начнем хотя бы с грузовых поездов. Если бы мы в 2003 году пошли на это, сейчас уже двигались бы и пассажирские поезда. Нельзя в политике ставить вопрос так: или все, или ничего», - подчеркнул он.