«Вероятность того, что проект «Байтерек» будет реализован, сейчас практически равна нулю, – пояснил высокопоставленный источник в Роскосмосе. – Формально переговоры не завершены, но по сути ясно, что какого-либо приемлемого для сторон результата не найдено. Казахстан предлагает строить стартовую позицию для «Ангары» совместно, разделив финансирование в пропорциях 50:50. В таком варианте наш вклад составил бы 800 млн долларов, что для России невыгодно».
Формально переговоры не завершены, но, по сути, ясно, что какого-либо приемлемого для сторон результата не найдено
Стартовый комплекс «Байтерек» должен был создаваться одноименным российско-казахским совместным предприятием за счет средств Казахстана: Россия предлагала начать строительство за счет перечисляемой ежегодно арендной платы за Байконур, это 115 млн долларов в год. Договоренность о создании «Байтерека» была достигнута в 2004 году президентами двух стран – Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. С тех пор многое изменилось, но главное в том, что Россия начала строительство собственного космодрома Восточный.
Когда он проектировался, про размещение «Ангары» речи не шло – Россия была готова не строить позицию для нового носителя, уступив такое право Казахстану. Но проект «Байтерек» буксовал, строительство стартового комплекса не начиналось, и в Роскосмосе стали примерять «Ангару» к Восточному, стараясь делать это скрытно.
Правда выяснилась почти случайно: проверявшие Роскосмос аудиторы Счетной палаты обнаружили нецелевые расходы на 46 млн рублей – эти деньги космическое агентство заплатило за транспортировку макета «Ангары» на территорию будущего космодрома Восточный.
Строительство стартовой позиции для «Ангары» на Байконуре и отказ от строительства таковой на Восточном означали бы, что космодром в Казахстане останется в ближайшие десятилетия значимым с точки зрения запусков вне рамок пилотируемых программ.
Пилотируемые запуски решено перенести на Восточный уже с 2018 года, и стартовый комплекс для носителей «Союз» там начинают строить в этом году. А все, что касается запусков спутников на геостационарную орбиту (это основная часть рынка коммерческих запусков), могло бы остаться на Байконуре, откуда сейчас стартует самый популярный в мире носитель тяжелого класса «Протон».
Специалисты считают, что в ближайшие семь лет «Ангара» заменить «Протон» не сможет – новой ракете еще предстоит налетать определенную статистику по надежности, чтобы ее можно было продвигать на глобальном рынке коммерческих запусков. Но в любом случае «Ангара» делается в том числе на смену «Протонам», и развертывание комплекса на Восточном будет означать смену приоритетов.
«Полноценная жизнь Байконура продлится ровно столько, сколько потребуется России для развертывания инфраструктуры Восточного и строительства там двух стартовых площадок, – говорит собеседник в Роскосмосе. – Правительство Казахстана называло «Байтерек» краеугольным камнем развития национальной космической программы, но отказалось финансировать проект. По нашей информации, сейчас представители Казкосмоса контактируют с украинскими властями на предмет прямых поставок ракет «Зенит», они думают восстановить одну из неиспользуемых стартовых позиций на Байконуре под «Зениты». Также Казахстан говорит о желании выкупить российский пакет акций компании «Космотрас», запускающей космические аппараты с помощью конверсионных ракет «Днепр». На наш взгляд, это все малоперспективные проекты».
Начальник управления информации Казкосмоса Каламкас Темирова не стала комментировать приведенные высказывания представителя Роскосмоса, пишут «Известия».