«Предусмотрен целый комплекс мероприятий по очистке заполярных морей от загрязнений. Кроме затопленных субмарин особое внимание будет уделено ликвидации опасных отходов, оставшихся после выведенных воинских частей на Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, острове Белый и др.», – сообщил собеседник.
Подлодка К-27 покоится на дне Карского моря с 1980 года, а К-159 затонула в 2003 году в Баренцевом море, когда ее буксировали на утилизацию. Если первую субмарину, лежащую на глубине 75 м, поднять не составит чрезмерных усилий, то со второй лодкой вопрос сложнее. Точной глубины залегания никто не знает. Фигурировали цифры и 170 м, и 250 м.
Источник в Главном штабе Военно-морского флота (ВМФ) сообщил «Известиям», что собственных сил и технических средств на столь масштабные операции нет. Для подъема кораблей с таких глубин требуется специальные водолазные суда, буксиры, понтоны, баржи с грузоподъемной системой. Опыт подъема «Курска» 11 лет назад показал, что самостоятельно обеспечить техническую сторону Россия не способна, в тот раз основные работы провела голландская фирма Mammoet.
«Необходимых судов у нас нет до сих пор. Сразу после «Курска» флот закупил в Великобритании пять беспилотных глубоководных аппаратов Venom, а сейчас им на смену идут три новейших исландских Gavia. Они могут выполнить какую-то работу своим комплектом гидравлических инструментов типа дрелей, перфораторов, различных пил. Но это поисково-спасательный аппарат, не для подъема», – сказал собеседник.
Он пояснил, что отечественный ВМФ практически не имеет необходимого персонала для работ на больших глубинах. Поэтому потребуется назначить международный тендер среди специализирующихся фирм из США, Голландии, Франции, Южной Кореи. Представитель Mammout Александр Ханычев заявил «Известиям», что для них не составит большого напряжения выполнить подъем обеих субмарин.
«Мы постоянно работаем на глубинах около 200 м, собираем заказы со всего света. Стоимость предстоящей операции зависит от многих факторов, в том числе погодных и гидрографических, поэтому говорить об этом рано», – отметил он.
А вот высокопоставленный представитель ОПК считает, что соответствующим требованиям подъема К-27 и К-159 вполне отвечает и ряд отечественных фирм, а также Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).
«Однако никто не скажет стоимость и сроки работ, пока нет параметров заказа. Поднимать лодку целиком – это одно, распилить на глубине и поднять по частям – это другое», – пояснил представитель оборонки, пишут «Известия».