«Подготовка идет своим чередом, 24-25 января запланирован выход атомохода из порта приписки Мурманск. После небольших ходовых испытаний ледокол будет полностью готов к переходу и возьмет курс на Балтику», - рассказал Смирнов.
Согласно договору между Росморпортом и Росатомфлотом, пребывание судна на Балтике рассчитано на 100 дней. Однако, если ледовая ситуация будет складываться неблагоприятно, вполне вероятно, что ледокол задержится.
Так получилось в прошлом году с атомоходом «Вайгач», который прибыл в Финский залив 26 февраля, а должен был уйти 16 марта. В итоге его пребывание несколько раз продлевалось, и работу он закончил только 10 апреля. За все время «Вайгач» освободил из ледового плена и провел более 250 судов.
Перед «50 лет Победы» стоит задача обеспечивать ледокольную проводку судов на трассах Северного морского пути. Последние годы трафик по этому маршруту увеличился и работы для ледоколов достаточно. «Вайгач» в основном занимался сопровождением супертяжелых танкеров с нефтепродуктами в направлении порта Приморск. Число танкеров и сухогрузов, ожидавших проводки, в некоторые дни превышало 150 единиц.
Как сообщил Смирнов, в этом году образование льда несколько задержалось, но это на западе Севморпути, в то время как на востоке ледовая обстановка уже тяжелая. Помимо «50 лет Победы», на трассах Севморпути будет работать атомный ледокол «Россия», который уже в четверг из Мурманска возьмет курс на Арктику. Он будет заниматься проводкой судов Мурманского морского пароходства в сторону Дудинки.
«Примерно раз в месяц на Дудинку ходит теплоход «Капитан Данилкин», кроме того, с февраля начнется вывоз серы с Норильского комбината. А примерно с середины февраля «Россия» понадобится в направлении порта Витино, для активной работы по проводкам», - цитирует РИА «Новости» Андрея Смирнова.
«50 лет Победы» является самым крупным атомным ледоколом в мире. Он был заложен в 1989 году, но из-за перебоев с финансированием строительства начал функционировать только в 2007 году. Максимальная толщина льда, которую должен преодолевать ледокол на постоянном ходу, составляет 2,8 метра. Силовая энергетическая установка состоит из двух реакторов, максимальная мощность - 75 тысяч лошадиных сил. Это как минимум в два раза превышает показатели самого мощного дизель-электрического ледокола на Балтике.
В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
В ближайшие годы атомный флот будет пополнен. Как сообщалось ранее, госкорпорация «Росатом» в 2012 году приступит к строительству первого из трех атомных ледоколов нового поколения. Закончится строительство к 2017 году. Ледоколы новой серии будут подразумевать двухуровневую осадку, что позволит им действовать не только в океане, но и в устьях рек. При этом суда смогут проходить ледовые поля Арктики трехметровой толщины с крейсерской скоростью.