Глава экономического блока в правительстве Георгия Полтавченко, вице-губернатор Сергей Вязалов уже предложил отказаться от строительства Орловского тоннеля и двух мостов через Неву (они обойдутся городу минимум в 44 млрд рублей).
Будут пересмотрены и другие амбициозные проекты, а также принципы государственно-частного партнерства (ГЧП), позволяющие, по мнению Смольного, «скрывать истинный размер государственных обязательств».
В распоряжении газеты «Коммерсантъ» оказались два письма вице-губернатора Петербурга Сергея Вязалова (экс-сотрудника Минфина и администрации президента, на прошлой неделе возглавившего финансово-экономический блок Смольного) с предложениями расторгнуть ряд инфраструктурных госконтрактов, исключив их из проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2012 год.
Так, вице-губернатор предлагает закрыть концессионное соглашение о строительстве и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой с ООО «Невская концессионная компания» (НКК), аффилированной с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Проект, инициированный Смольным в 2006 году и получивший поддержку инвестфонда РФ, сначала оценивался в 44,5 млрд рублей (в равных долях за счет концессионера, городского и федерального бюджетов). Теперь же «общая потребность в финансировании превысит 115 млрд рублей, в том числе за счет средств городского бюджета - не менее 22 млрд рублей».
При этом «займы акционеров составляют около 4 млрд рублей и составляют менее 3,5 % от объема финансирования, но по итогам реализации проекта акционерам возвращаются средства в объеме 20 млрд рублей». Если платы за проезд не будет хватать на покрытие расходов, город будет десять лет выплачивать концессионеру субсидии в 10 млрд рублей «При указанных выше параметрах реализация проекта представляется экономически неэффективной и нецелесообразной», - отмечает вице-губернатор.
«Не мы были инициаторами проекта, но мы готовы его переформатировать», - заявил председатель совета директоров НКК Шавкат Кары-Ниязов. По сведениям источников в компании, затраты на проект составили более 1 млрд рублей, кроме того, она уже проавансировала покупку проходческого щита (4 млрд рублей) во входящей в консорциум немецкой компании Herrenknecht. Несмотря на это и на поддержку проекта со стороны Владимира Путина и «Единой России», финансисты Смольного предлагают воспользоваться условием соглашения и отказаться от его реализации, если стоимость создания Орловского тоннеля превысит 44,5 млрд рублей, направив сэкономленные в 2012 году 3,5 млрд рублей на проекты социальной сферы и ЖКХ.
#{image=547653}Кроме Орловского тоннеля, господин Вязалов предлагает отказаться от госконтрактов на строительство моста и сопутствующих развязок в районе острова Серный (приостановлены в 2008 году и запланированы к возобновлению в 2012-м), требующих более 18 млрд рублей из бюджета: мост проходит через депрессивные промышленные территории и выгоден девелоперам, но не решает проблем транспортной доступности.
Оба письма адресованы «инвестиционному» вице-губернатору Юрию Молчанову - представителю команды экс-губернатора Валентины Матвиенко. Вчера он отказался комментировать перспективу проектов, сообщив, что не получал никаких документов. В свою очередь, глава комитета экономического развития правительства Петербурга Евгений Елин подтвердил, что письма подготовлены в результате ревизии по поручению губернатора Георгия Полтавченко, а список предложений по закрытию проектов будет расширен.
Так, предполагается отказаться от проекта строительства Ново-Адмиралтейского моста через Неву, что потребует расторжения госконтракта на сумму 3,9 млрд рублей. Нет шансов и у масштабного проекта строительства «Дворца искусств» на Васильевском острове в рамках ГЧП. Под вопросом концессионный проект водопроводной станции (в нем также собирались участвовать структуры Виталия Южилина). По словам господина Елина, действующие принципы ГЧП будут пересмотрены: «Зачастую они представляют собой форму привлечения займов в обход ограничений бюджетного характера, а также возможность спрятать истинный размер гособязательств».
«Проекты, не являющиеся предметом первоочередной необходимости, должны быть закрыты», - соглашается директор Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек. По его мнению, отказаться следует и от бюджетного финансирования арены принадлежащего «Газпрому» клуба «Зенит». По словам же Евгения Елина, уже строящиеся объекты (Западный скоростной диаметр, аэропорт Пулково) останавливать не планируется, пишет «Коммерсантъ».