Закончится строительство судна к 2017 году. Об этом рассказал руководитель представительства ФГУП «Росатомфлот» Станислав Головинский. «Бюджет принят, деньги на это выделены», – сказал он, добавив, что строительство обойдется в 32 млрд рублей.
Ледоколы новой серии будут подразумевать двухуровневую осадку, что позволит им действовать не только в океане, но и в устьях рек. При этом суда смогут проходить ледовые поля Арктики трехметровой толщины с крейсерской скоростью.
Как пояснил Головинский, в основном новые корабли будут работать в районе полуострова Ямал, прокладывая путь кораблям, груженным добытыми там ресурсами. На ледоколах новой серии будет установлено самое современное оборудование. «За ним (новым атомным ледоколом – прим. ВЗГЛЯД) практически свободно может идти танкер водоизмещением 70 тыс. тонн», – отметил Головинский.
Кроме того, он сообщил, что в 2012 году Росатомфлот введет в эксплуатацию еще один ледокол, доведя группировку судов такого класса в Арктике до шести единиц. «Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы в 2012 году вводим в эксплуатацию атомный ледокол, который находился в отстое», – сказал он. Судно носит название «Советский Союз», и Головинский особо подчеркнул, что переименовывать его не станут.
В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
По словам Головинского, Росатомфлот увеличил за три года коммерческую выручку в три раза, поскольку предприятие нацелено на то, чтобы самому зарабатывать, выполняя все больше рейсов на финансовой основе. «Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот зарабатывал себе на жизнь сам. Но не увеличением тарифов, а, наоборот, их снижением – за счет соответствующего роста спроса», – сказал он.
В Росатоме рассчитывают на это. Как ранее говорил глава госкорпорации Сергей Кириенко, в зависимости от прогноза Министерства транспорта РФ по развитию Северного морского пути, «может быть, потребуется не три, а пять новых ледоколов». Активное развитие Северного морского пути потребует от российского ледокольного флота максимум производительности.
Коммерческий потенциал направления очень высок – оно может стать более коротким, а значит, более дешевым маршрутом между Северной Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По сравнению с путем через Индийский океан расстояние сокращается с 11 тыс. морских миль на 3,9 тыс. морских миль, то есть корабли проведут в пути не 33, а 20 суток, сообщает ИТАР-ТАСС.
Уже сейчас резко увеличивается объем грузов, перевозимых через Северный морской путь, в 2011 году он, как ожидается, достигнет более 3 млн тонн. Общий потенциал маршрута – 50 млн тонн в год.
Пока препятствием служит отсутствие подходящей инфраструктуры – на протяжении всего маршрута открыто только два порта: Дудинка и Игарка. Этой проблемой заинтересовался председатель правительства РФ Владимир Путин.
В сентябре премьер сообщил, что планируется расширить действующие порты и построить новые, такие как порт «Варандей» и порт «Саббета» на полуострове Ямал. Сам Севморпуть и его опорные гавани будут интегрированы с другими видами транспорта. «В наших планах, - цитирует его Интерфакс, - модернизация речных, автомобильных, железнодорожных маршрутов и коммуникаций, северных аэродромов, аэропортов, обновление полярной авиации».
По словам Путина, «государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, получат весомые экономические преимущества и дивиденды, вне всякого сомнения». Он пообещал, что в ближайшие 3 года на строительство и модернизацию морской инфраструктуры Арктики будет выделено свыше 21 млрд рублей.