В ходе визита 27 мая в финский город Лаппеенранта глава российского правительства Владимир Путин проведет переговоры с премьер-министром Матти Ванханеном, примет участие в работе заключительного заседания Первого инновационного форума Россия-ЕС, а также будет присутствовать на презентации скоростного поезда Allegro, который в декабре начнет совершать регулярные рейсы по маршруту Санкт-Петербург - Хельсинки.
Договор о Сайменском канале, который соединяет самую крупную и наиболее судоходную озерную систему Финляндии (озеро Сайма и другие озера Сайменского бассейна) с Финским заливом, должен заменить заканчивающий свое действие аналогичный документ от 1962 года - об аренде Финляндией советской части канала.
«Это соглашение призвано придать новый импульс транспортному сотрудничеству двух стран», - отметили в пресс-службе.
Канал дает возможность проводить суда из портов внутренних вод восточной Финляндии в порты европейского побережья, а также во внутренние порты стран Центральной и Восточной Европы, а также России и перевозить внешнеторговые грузы наиболее экономичным водным видом транспорта. На российской территории Сайменский канал обеспечивает непосредственный выход на портовые комплексы Выборг и Высоцк. Вдоль территории канала проходит международная ветка автомобильной дороги.
Общая протяженность канала составляет 57,3 км с морским фарватером, из них 23,3 км - на территории Финляндии, 19,6 км - на арендуемой Финляндией российской территории и 14,4 км - на территории России. Канал доступен для прохода речных, озерных и морских судов. Максимальная проектная пропускная способность канала составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, грузооборот - 4,6 млн тонн за навигационный период.
Наиболее значительные объемы перевозок приходятся на сырьевую древесину и пиломатериалы, бумагу и целлюлозу, сырьевые минералы, а также пассажирские перевозки, в том числе проход маломерных судов. Перевозки финскими и российскими судами сопоставимы по объему. Предполагается, что Россия продлит Финляндии аренду Сайменского канала за 1,2 млн евро в год сроком на 50 лет.
Проект по организации скоростного сообщения между Россией и Финляндией реализуется российско-финским предприятием Oy Karelian Trains Ltd, созданным ОАО «РЖД» и VR Group. Соответствующее соглашение было подписано сторонами в ноябре 2006 года в Хельсинки. Планируется, что поезд Allegro будет преодолевать расстояние между Санкт-Петербургом и Хельсинки за три с половиной часа (а позднее - за три) вместо сегодняшних пяти с половиной. Ожидается, что в 2011 году нынешние поезда «Сибелиус» и «Репин» будут полностью сняты с эксплуатации, а скоростные Allegro будут ходить уже три раза в день.
Контракт на поставку четырех двухсистемных поездов Pendolino Sm6 был подписан в сентябре 2007 года между российско-финским предприятием Oy Karelian Trans Ltd и французской Alstom. Стоимость контракта составляет 120 млн евро. Первый из поездов Allegro прибыл в Финляндию с завода компании Alstom, находящегося в итальянском городе Савильяно, в январе 2010 года. Остальные три поезда будут поставлены в Финляндию до конца 2010 года, сообщает РИА «Новости».