«Министерство юстиции обратилось в экономический суд СНГ, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, с исковым заявлением по вопросу правомерности взимания вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье, поставляемое из России в Белоруссию», – сказал РИА «Новости» представитель пресс-службы белорусского министерства юстиции. #{ussr}
В минюсте отметили, что с 1 января 2010 года на основании телетайпограммы первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России продукты переработки нефти, в том числе нефтехимическое сырье, поставляемые из России в Белоруссию, облагаются вывозной таможенной пошлиной. «На неоднократные обращения белорусской стороны за объяснением правовых оснований подобных действий внятных ответов от российской стороны до сих пор не получено», – добавили в ведомстве, сообщает БелТА.
Между тем, по данным белорусского минюста, применение вывозных таможенных пошлин на продукты переработки нефти, используемые в качестве химического сырья в непрерывных производственных процессах, серьезно затруднило, а по отдельным позициям привело к полному прекращению поставок таких нефтепродуктов на нефтехимические предприятия Белоруссии.
«По сути, это означает угрозу полной остановки работы ряда крупнейших предприятий нефтехимического комплекса Белоруссии, имеющих тесные кооперационные связи в том числе и с аналогичными предприятиями России», – констатировали в пресс-службе министерства.
Таким образом, неправомерное требование уплаты экспортной пошлины на вывозимые из России в Белоруссию продукты переработки нефти и нефтехимическое сырье крайне негативно влияет на процессы углубления экономического сотрудничества между субъектами хозяйствования двух стран, противоречит цивилизованной практике международной торговли и подрывает базовые принципы добрососедства во взаимоотношениях между Белоруссией и Россией.
Белоруссия является единственным государством – участником Таможенного союза, в отношении которого Россия применяет данный подход.
В минюсте добавили, что вопрос о правомерности и законности подобных действий российской стороны неоднократно становился предметом переговоров и консультаций на всех уровнях и во всех форматах. Он обсуждался на заседании комиссии Таможенного союза 26 февраля этого года в Москве, а затем – на заседании совмина Союзного государства 16 марта в Бресте. Однако ни переговоры, ни официальная переписка не принесли никаких результатов.
В сложившейся ситуации белорусская сторона не видит иного способа защиты своих законных прав и интересов, кроме обращения в международные судебные инстанции.
Для фиксации имеющих место разногласий между Белоруссией и Россией в трактовке международных обязательств в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза применительно к торговле нефтепродуктами министерство юстиции Белоруссии в полном соответствии с уставленным порядком подготовило и направило исковое заявление в экономический суд СНГ, выполняющий функции суда ЕврАзЭС, который с 1 июля 2010 года должен будет также выполнять функции суда Таможенного союза.
Суть поданного искового заявления заключается в том, что заключенные международные договоры в рамках СНГ и ЕврАзЭС, а также соответствующие международные договоры между Белоруссией и Россией предусматривают беспошлинную торговлю в рамках режима свободной торговли. Например, соглашением между правительством Белоруссии и правительством России о свободной торговле от 13 ноября 1992 года и протоколом о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Белоруссией и Россией от 6 января 1995 года установлено, что стороны не применяют пошлины во взаимной торговле. Единственным исключением из режима беспошлинной торговли является сырая нефть, часть которой облагается экспортной пошлиной в соответствии со специальным двусторонним соглашением. Взаимная торговля всеми остальными товарами должна осуществляться беспошлинно.