Конечно, составление подобных списков и рейтингов призвано прежде всего привлечь внимание к самим изданиям, которые их публикуют. Конечно, новый перечень отражает прежде всего ограниченность идеологического кругозора вашингтонской внешнеполитической элиты, от имени которой стремится выступать Foreign Policy. Но с учетом этих оговорок в американском взгляде на извечный вопрос, «кто на свете всех умнее», все же немало любопытного.
Например, за исключением президента США Барака Обамы, выведенного на третье место за «прокладку нового курса в условиях критики», первая пятерка «глобальных мудрецов» состоит сплошь из людей, так или иначе связанных с экономикой и финансами. Первое место в списке делят олигархи - Уоррен Баффет и Билл Гейтс - решившие в прошлом году отдать по меньшей мере половину своих состояний на благотворительные нужды и призвавшие к тому же других толстосумов. Следом за ними также парой разместились директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан и Роберт Зеллик - за общий «стальной взгляд в момент кризиса».
Само собой разумеется, что подавляющее большинство «высоколобых» в списке - американцы - от военачальников Дэвида Петреуса и Роберта Гейтса на 8-9 местах до чиновников рангом пониже, а также множества политологов и журналистов. Забавно, что сенаторы Джон Керри и Ричард Лугар поставлены на 34-ю позицию за то, что «ведут себя по- взрослому» в Конгрессе США, а экс-госсекретарь США Мадлен Олбрайт - на 94-ю «за сохранение востребованности НАТО».
Но мелькают в списке и китайцы - диссидент, политологи, модный романист. Немало индийских имен. А на шестое и седьмое места поставлены министры иностранных дел Бразилии и Турции. С одной стороны, это объяснимо тем, что журналу удалось взять у этих высокопоставленных дипломатов интервью, выдержки из которых печатаются тут же. С другой - кто может усомниться, что обе страны находятся на подъеме в современном мире?
На этом фоне, конечно, бросается в глаза полное отсутствие в списке россиян. Исключение составляет разве что американец с российскими корнями, один из основателей компании Google Сергей Брин. Да в традиционном опросе самих участников рейтинга о том, кого они считают наиболее влиятельными в мире политиками за пределами CША, вскользь упомянуты премьер-министр и президент России. Больше всех голосов в этом опросе - 25 - набрал президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, за ним расположились президенты Бразилии и Китая и премьер Госсовета КНР.
В ходе того же опроса 28% «глобальных мыслителей» назвали наибольшей угрозой миру в наступающем году «напряженность вокруг ядерных амбиций Ирана». Но при этом они оценили лишь на 3,2 балла по 10-балльной шкале вероятность «израильской бомбежки Ирана в ближайшие 12 месяцев».
Кроме того, 81% респондентов считают, что война США в Ираке не стоила затраченных на нее усилий, а 62% не верят в возможность военной победы в Афганистане. На целый балл по той же 10-балльной шкале - с 7 до 6 - снизилась по сравнению с прошлым годом оценка деятельности Барака Обамы на посту президента США, передает ИТАР-ТАСС.