#{intervieweco}В настоящее время примерно 40% потребляемого газа Польша закупает у Газпрома. Кроме того, наряду с Украиной эта страна является крупнейшим транзитером российского «голубого топлива» в страны ЕС и, в частности, в ФРГ.
До сих пор Польша - один из самых ярых противников прокладываемого по дну Балтийского моря газопровода Nord Stream («Северный поток»). Он должен напрямую, в обход транзитных стран, соединить Россию с Германией. В Варшаве опасались, что появление новой магистрали существенно ослабит ее позиции на переговорах с Газпромом.
Однако теперь ситуация может измениться. Если прогнозы оправдаются, то Польша сможет не только отказаться от импорта газа, но и начать его экспортировать. Речь идет об объеме до 3 млрд кубометров, сообщает польское агентство PAP.
«Даже весьма осторожные прогнозы свидетельствуют о том, что Польша может очень скоро превратиться в крупного экспортера газа», - говорит польский эксперт по энергетике Павел Нерада.
По его словам, предполагаемые запасы в десятки, а то и в сотни раз превышают годовой объем потребления внутри страны. Если оправдаются самые оптимистичные оценки американцев, то газа у Польши будет больше, чем у Норвегии, отмечает Павел Нерада.
Как отмечает Deutsche Welle*, организовать добычу Польше будет непросто. Ведь речь идет о сланцевом газе. Еще несколько лет назад польские власти вообще не рассматривали подобную возможность всерьез. Однако благодаря новым технологиям добычи сланцевого газа, успешно применяющимся в США, все изменилось.
Извлечь такой газ на поверхность можно посредством гидроразрыва пласта. В скважину под давлением закачивается огромное количество жидкости, чтобы газ мог «вырваться» наружу в результате образования трещин в породе. Многие эксперты заявляют о несовершенстве этих технологий.
«Об этом говорят, в частности, представители «Газпрома», но в США добыча ведется весьма успешно», - отмечает Павел Нерада. Он уверен, что транснациональные концерны смогут организовать добычу и в Польше.
«Иначе они не стали бы тратить гигантские суммы на разведочное бурение и получение в концессию предполагаемых месторождений», - говорит эксперт.
В США доля газа, извлеченного из твердых пород, сейчас достигает 20% от общего объема его потребления. И ожидается, что доля эта будет только расти. Польские власти уже выдали около 60 разрешений на разведочное бурение - в основном американским компаниям, располагающим ноу-хау в сфере добычи сланцевого газа.
Приступить к активному освоению месторождений можно будет только лет через десять, говорят представители нефтегазовых концернов. Тем не менее даже такой сценарий развития событий представителей Газпрома не радует. Растущая добыча сланцевого газа в Европе может отрицательно сказаться не только на развитии концерна. Экспорт газа играет ключевую роль и в наполнении российского бюджета.
Как отмечает издание, стремительный рост производства сланцевого газа уже нанес удар по России. По объемам добычи «голубого топлива» она еще в 2009 году уступила первенство Соединенным Штатам. Даже по весьма осторожным прогнозам президента Российского газового общества Валерия Язева, сланцевый газ может занять до 10% рынка в Европе - прежде всего за счет производства в Польше.
Тем не менее политики в Варшаве стараются не поддаваться эйфории. Министр экономики Вальдемар Павляк недавно заявил, что сланцевый газ в Польше пока является скорее «медийным феноменом».
«Мы не знаем, насколько трудным будет процесс его добычи», - признал чиновник. Кроме того, по его словам, сланцевый газ будет обходиться значительно дороже газа, полученного традиционными способами.
Президент Польши Бронислав Коморовский озвучил еще один аргумент против добычи сланцевого газа. Он отметил, что гидроразрывы пласта, необходимые для извлечения газа из твердых пород, могут представлять угрозу для окружающей среды.
Опасения можно считать обоснованными, но эксперты все равно упрекают польских политиков в излишней пассивности. В частности, говорят критики, даже добыче газа традиционными способами власти в течение многих лет предпочитали его импорт из России. Главной причиной этого, считает эксперт по энергетики Павел Нерада, является монопольное положение госконцерна PGNiG.
«Концерн не испытывал особого интереса к производству газа внутри страны», - говорит Нерада. По его словам, проще зарабатывать деньги, покупая газ в России и накидывая на цену свою маржу. «Какой была его конечная стоимость, концерн особо не интересовало», - сетует эксперт.
Несмотря на радужные прогнозы экспертов, польские власти предпочли подстраховаться. В конце октября страна заключила с Газпромом новый договор, предполагающий значительное увеличение импорта «голубого топлива» из России. Впрочем, это соглашение будет действовать только до 2022 года. И в случае успешного освоения сланцевых месторождений, российский газ Польше, возможно, уже не понадобится.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента